Экспедиция "Олений Rogue 2006"

Часть 3

Медвежьегорск - Войница (02-04.07.06), Олений Rogue2006-приключения начинаются

План экспедиции "Олений Rogue 2006" начал составляться ещё в январе текущего года, практически сразу после нашего с Константином (Phone) возвращения из Калевалы. В первоначальном варианте маршрут предполагал длительное пребывание в нескольких гостевых домах Калевальского р-на с двухдневной вылазкой в Кемь для поездки на Соловецкие острова. Однако после некоторых уточнений (в том числе исследования реального состояния дорог, предпринятого в мае мною и Костей), было решено переработать маршрут, приблизив его к действительным возможностям. Зато в штурманские листы добавились несколько новых точек, изначальное посещение которых не планировалось.
В своем окончательном виде поездка оформилась буквально за неделю до выезда - как по содержанию, так и по составу участников. Очень жаль, что с нами не смог отправиться в путь Алексей Talrus - надеюсь, что в будущем году никаких неожиданностей на этот счёт не возникнет.

В поездку отправлялись: пять человек на четырех машинах - "по полной программе", т.е. на весь маршрут (Евгений GEM, Владимир Satellit и Наталья Читатель №8, Антон Stromer, Юрий Yuricon), а Константин Phone на "Оке" должен был примкнуть к нам поздним вечером 4го июля в Кеми и, съездив в двухдневный "круиз" на Соловецкие о-ва, отбыть домой. Поскольку все выезжали в разное время и из разных мест, решено было встречаться по дороге парами, а общую точку встречи определили 2 июля на выезде из Медвежьегорска на М18.

Итак, 2го июля мы с Владимиром и Натальей выдвинулись с Кончезера, вызванивая Антона и Евгения, которые должны были ночевать в Медгоре. Однако оказалось, что ребята продвинулись несколько дальше и разбили лагерь под Сегежей. Это было связано с тем, что тихоходный УАЗ Антона мог сдерживать продвижение всей колонны на длинных шоссейных перегонах, и, по возможности, его лучше было выпускать вперёд с некоторой форой по времени. Перенеся точку встречи на "вторую контрольную" (заправка под Сегежей), мы в две машины быстро пошли на Север. Но, пока мы ехали, неугомонные УАЗы снова двинулись вперёд, и поэтому окончательное воссоединение произошло на "третьей контрольной" точке - за поворотом на Калевалу.

Далее спешить не было никакой необходимости, поскольку качество дороги было далеко от идеального. Растянувшись в колонну, мы преодолели 151 км до посёлка Калевала, сделали в магазине необходимые закупки, забрали у наших добрых друзей - ребят из турфирмы "ВелТ" заранее приготовленный шмат медвежатины для вечерней трапезы и выдвинулись по грейдеру в сторону Войницы.

Нам предстояло жить в гостевом доме на озере Верхнее Куйтто. Дом находился на острове, поэтому, чтобы добраться до него и переправить вещи, нужно было воспользоваться лодкой. Однако хозяин дома, житель Войницы, неожиданно предложил нам альтернативный вариант - проехать на остров... прямо на машинах. По его словам, мостки через брод привели в порядок, поэтому никакой сложности нет. "Тем более на ваших машинах", - добавил он. Эта фраза, впервые услышанная в Войнице, звучала впоследствии практически в каждом населенном пункте, куда мы заезжали. Местное население опознавало только один автомобиль из четырёх - "командирский" УАЗ Антона - и распространяло его ТТХ на все остальные машины. То обстоятельство, что "Патриот" был шире и тяжелее, Ssan Yong имел не столь высокий клиренс, а Хонду вообще нельзя было считать за внедорожник, не принималось в расчёт. Как только вставал вопрос о проезжаемости дороги - мы слышали примерно следующее: "Вообще-то там... кхм... Но на ваших машинах - пройдёте!". И это означало только одно - ездить по такой дороге можно лишь на ГТС, хотя, конечно, аборигены успешно штурмовали любые направления и на стареньких "Жигулях". Правда, исход такой поездки напоминал результат лотерейного розыгрыша, но люди не обращали на подобные мелочи никакого внимания. Они просто так жили и работали, и другого им никто не предлагал.
А когда упомянутая фраза прозвучала в первый раз, мы понадеялись на "меткий глаз" хозяина и поехали к озеру. К нему от дороги вела колея, прокатанная по лугу - местами твердая, местами подтопленная, но - слава Богу - без камней, скрытых травой. Когда спустились к воде, то увидели два деревянных бруса, переброшенных через узкую протоку, на которые были набиты в два ряда поперечные "паркетины". По очереди оказывая друг другу штурманские услуги, провели машины на остров. Широкий "Патриот" прошёл по мосткам впритык, остальные справились с переездом без особых проблем. Выкарабкались наверх и поставили авто прямо на лугу, в непосредственной близости от избушки. Как потом оказалось, машины отлично просматривались с дороги Войница - Вокнаволок, и ехавшие по ней люди, не подозревавшие о ремонте мостков, были немало удивлены тем, что заехавшая в гостевой дом компания прошла на джипах прямо по воде (об этих слухах нам потом рассказали в Калевале).
Пошутив минут десять по поводу возможностей отсутствующей Оки, для которой, вне всякого сомнения, не страшны ни луговые колеи, ни броды (особенно если ее заранее погрузить в кузов Урала), мы перетащили вещи в дом и стали обживаться. В доме оказались русская печь и баня, в нашем распоряжении была целая поленница дров. Однако если банькой мы ещё пользовались, то необходимость растапливать печь отсутствовала, поскольку дом отлично держал дневное тепло, а для приготовления еды имелась газовая плита с большим баллоном.
Спальные места, казалось, были устроены повсюду - широкие полати над печью, диван, двухъярусные нары - всего в доме без труда могли бы разместиться человек десять. Притом, что часть помещения занимал огромный стол с двумя лавками, дефицита свободного пространства мы не испытывали - настолько просторным оказалось наше жилище.
Хозяин предоставил в наше распоряжение две весельных лодки для рыбалки и прогулок по озеру. Но до плавсредств добрался только рыболов Володя - остальным хватило впечатлений и на суше.
Остаток первого дня мы провели за приготовлением шашлыка из медвежатины. В обычных условиях мишкино мясо следует вымачивать не менее трёх суток, чтобы сделать его мягче и убрать неприятный запах. У нас столько времени не было - поэтому ещё в Калевале был закуплен готовый маринад (почему-то новосибирского производства), ядрёность которого обещала справиться со всеми проблемами в рекордные сроки.
Благодаря оперативности Евгения, мясо было разделано и порезано, и вскоре тазик с шашлыком уже охмурял ароматами окрестности.


А вот и Евгений (GEM)

Очень скоро пришёл и первый гость, учуявший запах съестного - это оказалась довольно крупная собака, как выяснилось позже - хозяйская, промышлявшая случайными подачками у гостей. Рексу очень понравилось с нами, поскольку ближе к вечеру наша щедрость и дружелюбие создавали в его собачьем понимании просто райские условия. Его кормили, его гладили, с ним играли - в общем, он был центром внимания, в обмен на которое всего-то и нужно было время от времени погавкать на воображаемого чужака.

Ночью, разумеется, никто не спал - поскольку ночи как таковой не было. В третьем часу утра солнце лениво прикатилось к горизонту, десять минут попозировало для фотографов, подкрашивая облака, и снова начало путь к зениту. Так что разницу между "закатными" и "рассветными" фотографиями могут определить, пожалуй, только очевидцы реальных событий.

На следующий день на двух УАЗах мы отправились на водопад Кумиокоски и водоскат Коко-порог.

Четырнадцатиметровый (по некоторым источникам - восемнадцатиметровый) перепад высот русла Войницы создал условия для возникновения настоящего гидрографического чуда. Это, конечно, не Ниагара, но и знаменитые Белые Мосты отыгрывают у Кумио очки лишь за счёт своего единственного уступа, благодаря чему низвержение небольшой речки Кулисмайоки превращается в феерическое зрелище. На Кумио - не так. Войница разливается в верхнем бьефе широким руслом, а затем с бешеной энергией скачет по трём уступам, чтобы глубоко внизу вновь превратиться в узкую голубую ленту, извивающуюся меж зелёного ковра далёких верхушек деревьев. Из-за того, что высота каждого из уступов Кумио не столь высока, как у Белых Мостов, грандиозного удара воды перед нижним бьефом не происходит, но общее впечатление от водопада от этого не становится слабее. В связи с серьёзными габаритами Кумио и сложным рельефом каменистого берега выбрать точку съемки, позволяющую дать наилучшее представление о водопаде, очень непросто. А с другой стороны, никакая фотография не в силах передать энергетику этого природного чуда, так что наши слабые попытки донести образ Кумио до широких масс являются не более чем каракулями младенца, пытающегося нарисовать домик с трубой.

Поднявшись от водопада к дороге, мы разместились на старом кострище и приготовили медвежий шашлык. После плотного обеда снова расселись по машинам и поехали к Коко-падуну. Этот объект известен не столь широко, как Кумиокоски - вероятно, в связи с тем, что для знакомства с ним нужно не просто отмахать 1600 км от Москвы, но ещё и изрядно полазить по склону лесистого холма. Мы с Антоном немного поотстали от товарищей, резво побежавших вслед за нашим проводником Айво, и, надо сказать, удивились, когда поняли, что обычные системы группового ориентирования в равнинном лесу абсолютно неприменимы на таёжных склонах. По такому лесу можно идти практически не таясь - звук шагов глохнет буквально через десяток метров. Даже грохот падающей воды, на который я сильно рассчитывал, как на ориентир, стал слышен лишь метров за двадцать до цели. Но, так или иначе, мы спустились к водоскату - и наши усилия были вознаграждены.

Коко-порог представляет собой двойную водоскатную систему - две протоки, шириной метров по тридцать каждая, низвергаются с невысоких (1,5 и 2,5м соответственно) уступов и сливаются в единое русло. Вокруг водоската висят тучи брызг, а между брызгами весело роятся полчища крылатых вампиров, с радостью набрасывающихся на обожравшуюся медвежатины и обливающуюся потом жертву. Поскольку Коко находится в низине и огражден со всех сторон склонами холмов, ветры не залетают сюда, и проклятых животных не в силах разогнать ничто, даже экстремальная концентрация ДЭТы.
Полчаса мучений из чистой любви к фотографическому искусству - и вновь лесной склон, на сей раз перед самыми глазами, поскольку карабкаться на него надо вверх. На последних метрах немного поплутали в поисках машин, но - благополучно вышли. Всё, программа дня выполнена. Двадцать километров, последние усилия по штурманской проводке УАЗов через мостки, "Рекс, собака, ты опять здесь!", пиво в руки и на завалинку... Чудесное, чудесное место - Войница, Калевальский район, Республика Карелия... Вечером (по нашим часам уже вечер) дожариваем остатки шашлыка. Но съесть его уже не в силах никто, даже в качестве закуски. Утром мы будем собираться в обратную дорогу - до Калевалы, а оттуда - в Кемь, на встречу с Белым морем.


Антон Stromer

А Белое море, в свою очередь, тоже подготовилось к этой встрече - только, коротая тихий войницкий вечерок, мы ещё ничего не знали об этом...

Начало | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования