Экспедиция "Олений Rogue 2006"

Часть 1

Маршрут: Медвежьегорск - Войница - Кемь - Соловецкие о-ва - о-в Русский Кузов - Кемь - Ловозеро - Ревда - Беломорск - Медвежьегорск

Основные цели:

  1. Первый этап изучения комплекса палеокультурных памятников архипелага Кузова
  2. Оценка перспектив "клубной экспансии" на Кольский п-ов
  3. Осмотр гидрографических достопримечательностей Калевальского р-на РК (вдп. Кумиокоски и вдск. Коко-падун)

Факультативные цели: отдых и эксплуатация клубного духа в суровых условиях приполярной и заполярной действительности

Состав: 4 экипажа (+ 1 на этапе Кемь-Соловки)

Участники: Yuricon (Honda CR-V), Satellit+Читатель №8 (Ssan Yong Musso), Stromer (УАЗ), GEM (УАЗ Патриот) + Phone (ОКА)

Маршруты и дороги: шоссе, с твёрдым покрытием, грунтовые, лесные и луговые.

Общая протяженность - ок.5000 км.

Старт - 02.07 от Медвежьегорска
Финиш - 13.07 в Медвежьегорске

Информационная поддержка - карело-финский эпос "Калевала" (ежедневно по 1-2 руне на ночь)

Псков (29.06.06), Олений Rogue2006-по пути к месту встречи

Так уж вышло, что все участники клубной экспедиции "Олений Rogue 2006" выезжали к точке общей встречи из разных городов и пригородов, поэтому некоторое время следовали к ней в одиночестве. Воссоединение должно было случиться на выезде из Медвежьегорска 2 июля, в воскресенье - приняв это к сведению, я решил выехать из Москвы 29 июня и проехать по маршруту Псков - Великий Новгород - Зуево - Старая Ладога - Лодейное Поле - граница РК, где и встретить первого июля Satellit'a и Читателя №8, после чего у нас была запланирована закупка в Петрозаводске и ночёвка на турбазе Эдем на берегу Кончезера.

Предлагаю вашему вниманию отчёт о первом дне путешествия - посещении Пскова и окрестностей

В ночь перед выездом мне не спалось - в голове постоянно прокручивался план предстоящей двухнедельной поездки, а в душе поселилось ноющее желание поскорее прикоснуться к красотам Северной Карелии и кольских тундр. Предприняв несколько безуспешных попыток уснуть, я в конце концов покорился собственному организму, встал, выпил кофе и спустился к машине.

Абсолютно безлюдная новорижская трасса ровной лентой ложилась под колёса. Практически мгновенно долетев до Шаховской, сбавил скорость из-за густого тумана, который временами полностью застилал дорогу. За Зубцовом туман рассеялся, однако солнце не спешило радовать своим появлением - все небо было покрыто облаками, и, в конце концов, в районе Ржева небесная чаша опрокинулась, низвергая на землю потоки воды. Надежда на хорошую погоду, впрочем, не исчезала - до конечной точки дневного перегона ещё нужно было пройти без малого полтысячи километров, а грозовые фронты редко когда достигают такой величины. Так оно и случилось: на подъезде к Великим Лукам дождь стих, небо очистилось и пустошкинский поворот я уже миновал под палящими лучами солнца.

Поскольку в пути никаких задержек не случилось, в Псков я прибыл даже раньше запланированного времени, и поэтому решил остаток дня посвятить поездкам по окрестностям, которые изначально рассчитывал осуществить утром следующего дня.

В мои планы входило посещение двух достопримечательностей, на которые доныне как-то не находилось времени: Мальского Рождественского монастыря и погоста Сенно.

Судя по карте, и тот, и другой памятник православия и культуры находились совсем недалеко от Рижского шоссе. Забросив вещи в гостиницу, я выехал в сторону Риги.
Свернув по указателю на Малы, поехал по грунтовке, которая довольно быстро разделилась надвое. Послушавшись внутреннего голоса, поехал левее и вскоре въехал в сам посёлок, состоящий из древних каменных домов, живописно увитых ползучими растениями. До середины прошлого века это была территория Эстонии и, видимо, поэтому некая традиция содержать в чистоте и опрятности собственное жилище (увы, отсутствующая ныне во многих российских сёлах) сохранилась здесь дольше. Что же касается архитектуры строений, то подобная технология возведения стен из валунов и песчаника на цементной связке свойственная всему печорско-изборскому району, не исключая и главные твердыни припсковья - крепость Изборск и стены Псково-Печерского монастыря. Так что в данном случае факт временного административного подчинения территории одной из балтийских союзных республик не является ключом к вдохновению зодчих - здесь так строили задолго до основания СССР.

Между тем настал момент попросить топографической помощи у местного населения - однако посёлок казался вымершим. Ни на улицах, ни во дворах, ни в домах не было заметно никаких признаков жизни. Пока я размышлял над причинами подобных обстоятельств, внезапно из какого-то проулка вынырнул нетрезвый дядька - к нему я и бросился за помощью (видимо, столь энергично, что мужик слегка обалдел, увидев едущую прямо на него машину). Про монастырь он знал, и сказал, что еду я правильно, и ещё метров через сто пятьдесят будет поворот, после чего дорога закончится обрывом. Ну а дальше останется лишь спуститься в долину к монастырю.
Когда метров через пятьдесят на дороге возник поворот, я вновь послушался внутреннего голоса и свернул с просёлка (хотя мог бы проехать и дальше, по указаниям аборигена), и, аккуратно протиснувшись по узенькой дорожке между домов, оказался на вершине холма. Тут же увидел слева каменный поклонный крест, а внизу, в долине, в зарослях деревьев и кустарника - белые стены и маковку церкви.

Оценив крутизну спуска, решил всё-таки ехать, а не идти пешком. Впрочем, во время съезда вниз встретил лишь одно проблемное для автомобиля с низким клиренсом место (правда, оно располагалось ровно на середине пути от вершины к подножию). Спустившись, доехал по лугу до границы леса, нашёл место для разворота и тут и оставил машину. Пройдя через лес мимо старого, но жилого хутора, вышел к кладбищу, уступами спускавшемуся к пойме реки, где стоял большой храм XVI в., освящённый в честь Рождества Христова. Чуть в стороне от церкви высилась колокольня (её-то я и приметил с вершины холма), но для того, чтобы приблизиться к ней, нужно было пройти через калитку в ограде кладбища. Рядом с колокольней, практически на берегу реки, сохранились остатки каменного сооружения, определить назначение которого по внешнему виду было весьма затруднительно. Возможно, это был ещё один храм, или хозяйственная постройка (типа мельницы).


Колокольня и храм пребывали в опрятном состоянии, кладбище также не выглядело запущенным, на столбе висела табличка, предупреждающая о недопустимости пикников, кострищ, рыбалки, распития спиртных напитков и проведения прочих увеселительных мероприятий. Она же сообщала, что передо мной - Мальский монастырь, точнее, в нынешней инкарнации - Спасо-Онуфриев скит Псково-Печерского монастыря (так что подвиг преподобного Онуфрия Мальского, основавшего обитель, не остался погребен под прахом суеты и времени).
Между тем, вокруг царило полнейшее безмолвие, нарушаемое только плеском воды в протоке, да шумом ветра в кронах деревьев. Судя по отсутствию ленточек на кустах, групповой туризм ещё не добрался сюда - ну что ж, может быть, одиночное паломничество более подходит для столь умиротворенных мест... Впрочем, не мне судить об этом.
Вернувшись к машине и преодолев подъем, я быстро покинул Малы и поехал в обратном направлении к погосту Сенно. Однако по пути не удержался и свернул в Старый Изборск - погулял внутри и вокруг крепости, поднялся на башню Луковка, спустился к Словенским Ключам (где наткнулся на весёлую компанию туристов, которая, оторвавшись от пикника на лавочке, внимательно следила за моими опытами с фотокамерами, а потом уважительно поинтересовалась, где можно будет купить фотографии - пришлось объяснить, что в этой жизни ещё что-то можно делать просто для души).


Поднялся я и к Труворову городищу - правда, по пути к нему, возле креста пришлось ожидать минут двадцать, пока группа сбитых с толку популярными путеводителями граждан не завершит некий замысловатый ритуал. Со стороны это выглядело так: человек подходил к кресту и прислонялся к нему (в этот момент щёлкал затвор фотоаппарата), затем брал в руки заранее заготовленную тряпичную ленточку, повязывал её на куст рядом с могилой, а затем вновь прислонялся к кресту (снова снимок). Поскольку группа оказалась большой, процедуру я успел выучить накрепко. Надо отметить, что в демократической близости с Трувором на кладбище похоронены и другие жители Изборска (в том числе и совсем недавно) - поэтому присутствие ленточек показалось мне немного неуместным (кстати, ещё два года назад никаких тряпок на кустах Изборского погоста не наблюдалось - вероятно, досадный пробел в человеческих знаниях был за это время восполнен авторами свежих путеводителей по Псковщине).

Ещё при первом посещении здешних мест я обратил внимание, что на плитах, лежащих у основания Труворова креста, выбиты какие-то геометрические знаки. К сожалению, нигде в литературе мне не удалось отыскать мнений по поводу их происхождения и значимости.
Буду благодарен за любую информацию по этому вопросу.


*********

Выйдя с кладбища, прошёл к городищу, после чего вернулся к машине (тусующийся на стоянке перед крепостью дядька, "продающий" парковочные места, как-то странно посмотрел на клубные наклейки, на фотографический арсенал, укладываемый в машину - но денег почему-то не попросил) - и поехал к погосту Сенно.
Этот памятник известен прежде всего нетрадиционным архитектурным решением главных ворот - их ассиметрия уникальна, и не воспроизведена, насколько мне известно, ни у одного подобного объекта).

Однако меня заинтересовали и боковые ворота погоста - их высота оказалась столь малой, что войти, не согнувшись пополам (или в поклоне?), возможным не представляется.

Осмотрев погост снаружи, знакомство с храмом оставил на потом - нужно было возвращаться в город, где меня ждала встреча с Валерием ака Walker - единственным (надеюсь, что пока) и достойным представителем Клуба на Псковской земле.

Валера предложил прогуляться по городу пешком и по воде - на теплоходике от Ольгинского моста практически до устья реки Великой. Эту идею я воспринял как гром среди ясного неба - дело в том, что вот уже много лет мечтал покататься по Великой на каком-нибудь прогулочном судне, но ни разу не видел на реке этих самых судов, и не смог определить, где у них пристань. Валера был сильно удивлён таким "везением" - оказалось, что теплоходики курсируют регулярно и до позднего вечера - вероятно, я всё время попадал на перерывы в их навигации по каким-то дням недели.
Гуляли по городу и катались на теплоходе мы большим и дружным коллективом - в сборе была вся валерина семья, а именно супруга Светлана и дочка Настя. Я искренне благодарю ребят за экскурсию и за любовь к своему городу - сейчас нечасто встретишь людей, способных много и увлечённо рассказывать о достопримечательностях родных мест. Впрочем, стоило ли ожидать иного от участника Клуба "Русский Север"?

Ещё до посадки на теплоход Валера предложил съездить поздним вечером на погост Камно - это место было незнакомо мне, и я, конечно же, согласился.
Знаменит погост своим святым источником с чудодейственной водой - ее можно набрать в крошечной деревянной надкладезной церковке, однако чуть ниже по течению родника устроены и две "земляных" купели под единой кровлей. Одновременное посещение одной купели разнополыми людьми не одобряется - даже если они супруги. Несмотря на поздний час, надкладезная и купели не пустовали - оказалось, что погост Камно часто посещается жителями Пскова, которые совершают омовение в купелях и набирают воду домой.


Насыщенный впечатлениями день завершился домашним ужином у Валерия - разговаривали о Карелии, о прошлых и будущих поездках, но когда я случайно глянул на часы, то с ужасом увидел, что наступает третий час ночи - а ведь завтра у ребят рабочий день! Простившись с гостеприимными хозяевами, поспешил в гостиницу (благо, по некоему знаку высших сил, дом Валеры находится в двух шагах от излюбленной мною "Рижской").

А наутро меня ждала дорога в Великий Новгород, но это уже тема для другого отчёта.

Начало | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования