Путешествие в заполярную осень.

Сага №4. И снова дороги...


Утром мы попрощались с гостеприимными хозяевами и тронулись в обратный путь. Проникшаяся нашей беззащитной юродивостью бабушка собрала огромное количество гостинцев - корзину брусники, несколько банок соленых грибов, другие домашние консервы. Мы отказывались, ссылаясь на отсутствие места в машинах (и это было сущей правдой) - но, в конце концов, уступили доброте пожилой женщины. Однако взаимный обмен любезностями занял некоторое время, и поэтому, с учётом всех непредусмотренных обстоятельств, выехали мы из Зеленоборского часа на два позже расчетного времени. Запланировали безостановочный пробег до Кондопоги, решив ради эксперимента переночевать не в городской гостинице, а в мотеле. Костя заправился прямо в Зеленоборском, а вот мне не повезло - ночью какой-то грузовик своротил на местной заправке колонку 95 бензина - так что соответствующее топливо в наличии было, а вот подать его в бензобак оказалось нечем. Впрочем, до заправки в Лоухи я доехал на имеющемся запасе - а там и заправился до полного бака (жаль только, что из-за технического перерыва мы потеряли примерно сорок минут). Следующую остановку сделали в Пушном - настало время заправляться Константину. Впрочем, я тоже не отказал себе в удовольствии докупить ГСМ.
Как это часто бывает, по пути за окошком то и дело возникали чудесные сюжеты для фотосъемки, но мы проскакивали эти места на высокой скорости, сильно сожалея о недостатке времени.
Необычайно красива осенью заполярная тундра - она простирается рыже-серо-зеленоватым ковром по обе стороны дороги, и удивительно гармонирует с северным небом - то неистово синим, то увесисто-свинцовым из-за плотных дождевых облаков. Чуть не плача от того, что надо наматывать на колёса километры вместо того, чтобы встать на часок со штативом где-нибудь в районе кемского гидроузла (с натуральными марсианскими ландшафтами) или моста через р.Сегежу (потрясающе величественную в месте пересечения с трассой), я твёрдо решил в будущем году ещё раз прокатиться в северную Карелию, причём составить график поездки так, чтобы не летать сломя голову по мурманке, а иметь в запасе достаточно времени для фотосъемки.



Однако чем ближе приближались мы к Петрозаводску, тем стремительнее росло желание сделать большой привал. Я, признаюсь, немного схитрил - воспользовавшись неравенством табунов под капотами наших авто, уехал вперёд и с большим отрывом по времени остановился возле огромной узости, что стискивает трассу сразу за Медгорой (если ехать на юг). Было ещё довольно светло, но солнце клонилось к закату. Побыстрее сфотографировав панораму Медвежьегорска и величественные стенки узости, я присел на камни и стал дожидаться Костю. «Ока» подъехала довольно скоро, и Константину (как человеку и как фотохудожнику) тоже удалось воздать должное предвечерним пейзажам Медвежьегорского района.
Практически сразу за Медгорой и до поворота на Тивдию шёл активный ремонт трассы (его подготовка велась уже тогда, когда я ехал с Кивача на Сегежу - правда, никаких ограничений движения ещё не было). Встречные потоки в двух местах пропускали по очереди - поэтому времени на проезд этого участка ушло довольно много, и когда, наконец, мы выехали из зоны строительства, было уже темно. Правда, и ехать нам оставалось совсем чуть-чуть - вот промелькнул за окном указатель на Гирвас, затем - отворотка к Кивачу, легендарный памятник асфальтоукладчику (который мне всё никак не удаётся запечатлеть на фото) - и мы подъехали к Кондопоге.





Справившись у охранника мотеля, что на самой границе города, о дороге к гостинице «Вояж», мы буквально через пять минут уже парковали машины на её стоянке. Надо сказать, что этот отель (точнее - всё же мотель) пользуется популярностью у автотуристов - отчасти из-за сравнительно высокого уровня сервиса, а отчасти - вследствие ограниченного количества номеров. Во всяком случае, настоятельно рекомендуем договариваться о постое заблаговременно - получить места явочным порядком здесь получится вряд ли, даже не в сезон (телефон +781451 - 5-27-68). К моему разочарованию, курить в этом заведении строго-настрого запрещено (с меня даже не взяли штраф, который я пытался предложить уплатить авансом - просто сказали, что могут возникнуть серьёзные неприятности с администрацией мотеля и вежливо порекомендовали мобилизовать силу воли и воздержаться от курения в номере). Ещё одна накладка обозначилась уже поздно ночью: возбуждённые после насыщенных событиями последних дней, мы с Костей громко и весело обсуждали самые «вкусные» и смешные приключения - как вдруг из-за стены раздался недовольный женский голос, сетовавший на необходимость раннего подъёма и призывавший нас угомониться... Мы очень удивились качеству звукоизоляции (точнее - практическому её отсутствию), но, тем не менее, накалять обстановку не стали.
Утром, умывшись и позавтракав, мы покинули «Вояж» и совершили марш-бросок до Петрозаводска. В столице республики посетили Центр культурных инициатив, пообщались за чашкой кофе с нашей знакомой сотрудницей этого учреждения - Ириной Злочевской, зашли в книжный магазин (с некоторых пор я стал большим поклонником букинистических фотоальбомов с видами Карелии - и на этот раз попытался обратить в свою веру Константина). Уже на выезде из Петрозаводска случилась нештатная ситуация - у «Оки» отвалился резонатор. Благо мы находились на индустриальной окраине города, мастерская нашлась довольно быстро. Молодой механик занимался Костиной машиной примерно сорок минут - когда он вылез из-под микролитражки, то объяснил, что надёжно закрепить резонатор нельзя из-за проблем с несовпадением его длины и места установки (как его пришпандорили на конвейере и как он держался до сих пор, осталось для меня большой загадкой), но всё, что было возможно сделать, он сделал, и ехать дальше можно. Мы спросили об оплате - и в ответ услышали потрясающую для жителей столичного региона фразу: «ну что вы, я же не сделал до конца, поэтому никаких денег не надо». С большим трудом уговорили парня взять сто рублей - хотя бы за потраченное время. Показательный пример, не требующий комментариев....
Пока шёл ремонт, в природе произошли тревожные изменения: откуда-то наволокло огромную чёрную тучу, невдусмысленно обещающую сильный дождь. Не успели мы отъехать от Петрозаводска, как небеса разверзлись, и на шоссе обрушились потоки воды. Видимость местами падала до нуля, «дворники» не справлялись с ливнем даже в крайнем положении. На дороге моментально образовалась водяная плёнка, и развивать высокую скорость стало нельзя.





Ближе к границе Карелии дождь прекратился, сменившись очень сильным ветром, раскачивавшим и тормозившим машины вплоть до поворота на Старую Ладогу.





После того, как мы достигли Ленинградского шоссе, забитого фурами, стало понятно, что на Валдай (где мы собирались встать на ночлег) мы попадём уже глубокой ночью, и в ходе краткого телефонного совещания было принято решение сворачивать на Великий Новгород. Но даже туда удалось доехать только в десятом часу вечера.



Наблюдая за увеличивающимся потоком иногородних машин, съезжающих с трассы по направлению к Великому Новгороду, я понял, что наши шансы устроиться в недорогую гостиницу становятся меньше с каждым новым экипажем, ныряющим в спасительную городскую утробу. И я по телефону попросил Костю сесть мне «на бампер» и временно наплевать на ПДД - иначе риск потерять в темноте «Оку» (Константин не очень хорошо ориентировался в Великом Новгороде) был слишком высок. Наша «странная парочка» вихрем пронеслась по Большой Санкт-Петербургской, свернула на Газон и, миновав мост Александра Невского (Костя впоследствии уверял, что довольно сложный перекрёсток после моста мы проехали на красный свет, однако, возможно, во всём виноват эффект Допплера), оказалась на улице с древним названием Фёдоровский ручей прямо у обожаемой мною гостиницы «Садко». Поздоровавшись с охранниками (за последние месяцы мы уже хорошо выучили друг друга в лицо), я побежал исполнять ритуальный танец в службе размещения - и вовремя, так как приезжего народа в холле накопилось предостаточно. Отдаю должное персоналу «Садко» - даже в столь напряженной ситуации с поселением через пять минут я уже выскочил обратно на стоянку с ключами от двухместного номера. Мы запарковали машины прямо возле гостиницы на попечение охраны, взявшейся неусыпно бдеть за их целомудрием (ехать на платную стоянку по 60 руб. нам было уже лень), и поднялись в номер, к долгожданному очагу отдохновения.
Наутро Костя по телефону разыскал в городе своего приятеля, к которому мы и зашли в гости. Беседовали, смотрели фотографии, пили чай и кофе - всё было настолько по-домашнему, что уходить не хотелось, однако нам нужно было выдвигаться по направлению к столице, и примерно в полдень мы покинули Великий Новгород.
Дорога была умеренно загружена фурами, и поэтому особых неудобств не доставила. Один раз мы остановились перекусить в посёлке Бахмара, а после этого - на заправке EP недалеко от Клина. Здесь мы и распрощались, поделив зеленоборские подарки и выразив друг другу уверенность, что эта поездка не будет последней в формате сложившегося «дуэта». Тем не менее, практически до МКАД мы ехали вместе - поток машин усилился, и нам оставалось только следовать ему.
Вот так и закончилась наша осенняя заполярная одиссея. Так уж вышло, что дороги составили бОльшую часть её содержания - но тем ценее стали встречи с замечательными людьми (которых, кстати, случилось немало), и тем ярче запечатлелась в нашей памяти удивительная природа Русского Севера, верным поклонникам которого и посвящается этот отчёт.

 

Начало | Сага №1. Дороги | Сага №2. Люди | Сага №3. Природа | Сага №4. И снова дороги... | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования