Путешествие в заполярную осень.

Сага №3. Природа

Наступило утро второго дня нашего пребывания в Зеленоборском. Началось оно довольно рано, даже по местным меркам - ибо нам предстояло наверстать упущенное накануне (проще говоря - дойти до бухты Перевалка) и получить свою долю удовольствия от общения с природой Заполярья.
Константин довёз меня уже привычным маршрутом до дома бабушки, запарковал «Оку», после чего мы отправились к лодочному гаражу, чтобы выгнать «казанку» и дождаться Владимира с товарищем. На этот раз всё произошло гораздо быстрее вчерашнего - лодка с нашими местными проводниками прибыла буквально через пятнадцать минут, мы разделились по двое на экипажи и вышли в открытую воду.
Тридцатикилометровый маршрут до бухты был не очень сложным - однако по пути имелись два мелких участка, где знание фарватера было просто необходимо (естественно, местные жители не пользовались никакими лоциями, постигая карту глубин на опыте поколений). Кроме того, на «широких» местах, где берега терялись за горизонтом, следовало внимательно следить за ветром, потому что на таком просторе сильная волна могла совершенно свободно залить и перевернуть лёгкую «казанку». Обе лодки шли на приличной скорости, сентябрьский ветер, почти не ощутимый на берегу, на воде хлестал студёными порывами, так что даже за лодочным козырьком приходилось сидеть с надвинутым капюшоном. Дважды скорость пришлось сбавлять - сначала при преодолении узкого и мелкого Собачьего прохода между двух островов (на самом деле это были верхушки скал, затопленных при образовании Княжегубского водохранилища, и под водой в изобилии скрывались такие же каменные навершия), а второй раз - примерно за километр до входа в бухту Перевалка, где поперёк фарватера раскинулась огромная луда, проходы в которой нужно было высматривать с лодки. Рулевые вращали штурвалы столь энергично, как будто «казанки» были оборудованы гидроусилителями - на самом деле, конечно, никаких подобных сервоустройств на наших лодках не имелось - однако для того, чтобы преодолеть каменный лабиринт, скрытый под поверхностью воды, других вариантов не было.
Пока капитаны вели лодки к цели, матросы любовались открывающимися с воды видами и беспрестанно щелкали затворами фотоаппаратов. Нам повезло с погодой - небо украшали очень живописные облака, волнение было незначительным, и многочисленные острова и островки, то и дело возникавшие по обоим бортам, служили отличными фотомишенями.

Примерно к полудню мы, наконец, достигли Перевалки. Это оказалась крохотная тихая бухточка, защищенная от ветра, с берегами, поросшими смешанным лесом. Мы привязали лодки и ступили на твердую землю, чувствуя себя настоящими робинзонами. Звуки цивилизации не долетали сюда, и полуденную тишину нарушал лишь шум деревьев да ленивый плеск воды о камни.
Поднявшись по береговому склону, мы оказались на небольшой полянке, на самом краю которой стояла крохотная, кубиком построенная избушка. Входить в неё и перемещаться внутри надо было, наклонив голову - да, собственно, интерьер её и не располагал к особым перемещениям, поскольку практически сразу от порога начинались глубокие нары. Помимо лежанки, в избе обнаружилась небольшая металлическая печка и крошечный, грубо сколоченный столик. На воздухе, перед домиком, был сооружен стол побольше, с лавочками по обе длинные стороны. Наши проводники объяснили, что избушка не имеет хозяина - всякий приехавший сюда за ягодами, грибами или рыбой, мог использовать её для ночлега или пережидания непогоды. Спать можно было как на нарах, так и под ними - поэтому предельная вместимость домика получалась довольно внушительной - восемь- десять человек.
Вокруг поляны, в траве, в изобилии произрастали грибы и брусника, на поверхности воды в бухте то и дело играла рыба - по сути, умереть с голоду в этом глухом месте не представлялось возможным, однако, как и полагается путешественникам, мы привезли с собой запас продуктов и всё необходимое для организации лагеря.

Первым делом вскипятили чайник на газовой горелке - запас дров, найденный под стрехой избушки, решили поэкономить для тёмного времени суток. Через десять минут чай и кофе уже дымились в кружках, заваренный «Бизнес Ланч» томился под крышечками, нарезанные крупными кусками колбаса и сыр дразнили аппетитными запахами. Перекусив, почувствовали себя гораздо лучше. Настроение было просто фантастическим. Построили планы на день: мы с Константином решили взять одну из лодок и отправиться на прогулку по окрестностям, а Владимир с приятелем (которого звали Сергеем) собрались поставить сети, а потом пойти по ягоды. Уговорившись собраться часов через пять, разошлись - я и Костя спустились к воде и вскоре Перевалка исчезла из вида, сменившись просторами Княжегубского водохранилища.
Мы не спеша шли меж небольших островков, периодически останавливаясь, замеряя эхолотом глубину и проверяя наличие рыбы. Как ни странно, никаких признаков подводной жизни прибор не регистрировал - и все забросы оказались напрасными. Зато фотографий было отснято довольно много - этому способствовало и солнце, и вода, и небо, и острова вокруг.
Неожиданно пришла в голову идея причалить к одному из островков, каменистая горка которого была украшена единственной высохшей берёзой, непонятно каким образом державшейся вертикально за счет корней, цепко обхвативших огромный валун. К ней мы и привязали лодку. Островок, несмотря на малый размер, оказался настоящим геологическим музеем - каких только разновидностей горных пород не обнаружили мы здесь! Я даже решил забрать на память несколько особенно красивых камней (сейчас они, как и прочие натуральные «суверниры», привезенные из северных поездок, украшают мой рабочий кабинет). Меж каменных обломков, пользуясь возможностью, росли зелёные кусты, а моховой ковёр на самом большом валуне пригрел несколько кустиков брусники.

Мы решили немного покуражиться: Константин отошёл на лодке от острова и сделал несколько снимков одинокой фигуры, стоящей на верхушке скалы, со всех сторон окруженной водой. Пока он заканчивал фотосессию и возвращался, я сумел построить сейд, натаскав подходящих камней и расположив их в саамской традиции - на радость этнографам, археологам, а также случайным туристам. Однако я не учёл главного: не даром саамы обожествляли камень, и недаром сейдовые сооружения имеют строго определенную структуру... По-видимому, я ненароком совместил какие-то энергетические потоки, дремавшие в камнях, и буквально сразу поплатился за своё легкомыслие. Решив сфотографировать сейд, я поднял болотники на максимальную высоту, шагнул в воду, отошёл от берега, выбирая наилучший ракурс, оступился на донных камнях и зачерпнул в правый сапог. Подошедший Константин застал хрестоматийную сцену: прыгая на одной ноге, я держал в руках перевёрнутый сапог, из которого низвергался щедрый водопад. Шутки шутками, но путешествовать в мокром болотнике не хотелось, и мы решили воспользоваться нежарким северным солнышком для просушки. Мы сели на теплые валуны (я утвердил рядышком мокрый бродень), и примерно сорок минут безмятежно беседовали о всякой ерунде, наслаждаясь покоем и тишиной. В конце концов промокшая экипировка подсохла до приемлемого состояния, и мы с большим сожалением покинули гостеприимный островок. Пора было возвращаться в лагерь.

А там нас ждал неприятный сюрприз.
Картину, которую мы застали на полянке, можно было предугадать заранее... Вместо уставших, но довольных собирателей ягод, покуривающих на полных брусники кузовах, мы застали полтора трупа - ибо Володя ещё предпринимал неуклюжие попытки передвигаться без посторонней помощи... Судя по валяющимся пустым бутылкам и разверстому гермику с продовольствием, хлопцы решили оттянуться по полной программе, каковую с блеском и выполнили. Растащив горе-ягодников по нарам, мы с Костей согрели чай и стали строить планы на вечер и следующие день. По всему выходило, что ребят ни в коем случае нельзя оставлять наедине с горилкой - следовательно, тактика нашего поведения должна была развиваться по двум направлениям. Во-первых, вечером предстояло уничтожить львиную долю привезённого спиртного - логически это оправдывалось ночными посиделками с непременными рассказами у костерка. Во-вторых, наутро следовало любыми силами выгнать Владимира и Сергея за ягодой, а уж после самим идти на лодке рыбачить.
Ближе к закату состоялось покаянное пробуждение... Отчитав орлов за самоуправство, мы с Константином предложили устроить небольшой пир в ознаменование первой ночевки в бухте. Конечно, идея была воспринята с энтузиазмом. За столом на воздухе сидели до тех пор, пока ночная прохлада не загнала нас в избушку. Затопили печку - и продолжили разговаривать. Угомонились далеко заполночь - усталость дала о себе знать, и все четверо заснули практически мгновенно.
Утром началась реализация второй части нашего плана - позавтракав, мы напомнили ребятам про их обещание привезти домой ягод. Однако хлопцы, поначалу встрепенувшись, вдруг как-то резко охладели к домашним заботам и завели волынку про «потом». Нам стоило огромных трудов расшевелить их и послать хотя бы снять сети, расставленные ими же накануне в бухте - под моё обещание приготовить уху. Честно говоря, о том, как варится уха, до того момента я читал только в книжках, да пару раз наблюдал за священнодействием бывалых рыболовов, в чьей компании случалось оказаться, путешествуя по Карелии в прошлые годы. Но идея захватила Владимира - он спустился к лодке, вышел в бухту, собрал сети и через некоторое время принёс ведро разнокалиберной рыбы - так что отступать мне было некуда. Короче говоря, используя Володю на черновой работе (чистка рыбы, картошки и пр.), я с полчаса старательно изображал из себя шеф-повара, пока, наконец, с удивлением не обнаружил, что в котелке над костром и вправду образовалось нечто пронзительно ароматное и донельзя аппетитное на вид.

Ели, нахваливая, однако, покушав, как-то синхронно потянулись обратно к спальным мешкам... Уже сквозь сон я мутно побеседовал с Константином - вроде бы он говорил, что пойдет на лодке рыбачить, а я обещал, что останусь в лагере за дежурного, когда ребята уйдут по ягоды. И после этого провалился в небытие.
Проснулись часа через два - Костя ещё не возвращался. Мужички начали шарить в поисках недопитых бутылок - однако накануне мы не зря провели время, и спиртного у нас практически не осталось. Погода испортилась, задул ветер, начал накрапывать холодный дождь. Владимир вдруг сказал, что дальнейшее ухудшение погоды может задержать нас в бухте на неопределённое время - так уже бывало, когда люди просиживали неделями, ожидая снижения ветра, чтобы пройти «широкие» места. Вернулся Костя - промокший, но довольный, он принёс полведра пойманной рыбы. В свете новых обстоятельств устроили совет - что делать дальше. И, как это ни печально прозвучало, наилучшим выходом сочли немедленное свёртывание лагеря... Перспектива сидеть в ожидании погоды не устраивала никого из нас - а шансы были весьма и весьма реальны.
Быстро собрались, погрузили лодки и тронулись в обратный путь. Наша с Владимиром лодка шла первой, Костя и Сергей держались в кильватере. Володя, отвлекаясь от штурвала, часто оборачивался назад, чтобы проконтролировать точность следования второй «казанки» - боялся, что расслабленный Сергей не увидит прохода в луде и повредит винт. В результате он «зевнул» мель сам - «казанка» получила ощутимый удар в скулу, было слышно, как мотор ударился о подводный камень. Мы закачались на небольшой волне, а мимо медленно и невредимо продефилировала вторая лодка... К нашей радости двигатель запустился, и мы, обсуждая превратности судьбы, понеслись догонять её. Однако приключения на этом не кончились - посреди «широкого» прохода мотор перестал «тянуть». Володя предположил, что он попросту перегрелся, и мы сделали остановку, вновь пропуская вперёд вторую «казанку». Покурили, завелись, но тревожные симптомы не пропадали. И тогда мы заглянули в корму.... На дне лодки плескалось сантиметров десять воды! Значит, камень всё-таки пробил обшивку - и теперь мы, попросту говоря, медленно погружались на дно... Очень приятно было осознавать себя на «Титанике» посреди просторов Княжегубского водохранилища, при полном отсутствии мобильной связи, когда под тобой по эхолоту пятнадцать метров осенней воды... Встав по авральному расписанию, мы менялись через каждые десять минут, руля и отчерпывая воду ведёрком; наконец, наши усилия увенчались успехом - нос лодки поднялся над уровнем воды, и «казанка» вышла на глиссирование. Так, на полном ходу (опускать нос на воду было нельзя) мы и влетели в посёлок под удивленные взгляды Сергея и Кости. Вынужденное торможение у гаража опять вызвало поступление воды, но потяжелевшую «казанку» всё-таки удалось затащить внутрь. Обследование и ремонт оставили до утра, поскольку время было уже позднее, а все устали и вымотались. Поставив и вторую лодку, вытащили на берег снаряжение и, переместившись к бабушкиному дому, частично уложили его по машинам. «Хонду» оставили ночевать на прежнем месте, а на «Оке» снова совершили вояж через ночной посёлок, к дому Владимира.
Перед тем, как улечься спать, устроили слайд-шоу из фотографий, снятых во время «круиза», а также самодеятельный гитарно-песенный концерт. Однако ранний подъём для нас с Константином никто не отменял - и поэтому в конце концов последняя ночь в Заполярье растворилась во сне...

Конец третьей саги

Начало | Сага №1. Дороги | Сага №2. Люди | Сага №3. Природа | Сага №4. И снова дороги... |

Производство "Агальцов и Компания"