Путешествие в заполярную осень.

Сага №2. Люди



Что может быть лучше, чем в самом конце осени вернуться в самое её начало....
Так уж вышло, что между первой и второй сагами о путешествии в Заполярье в сентябре 2005 года случился большой перерыв - и мы просим прощения у тех, кто, возможно, ждал продолжения рассказа о наших приключениях...

Константин из Пушкино aka Phone & Yuricon



Сага №2. Люди

Сразу же после границы посёлка мы поменяли походный порядок - мини-колонну возглавила «Ока» Константина, уже бывавшего в здешних краях и знающего дорогу к дому своих знакомых, гостеприимством которых мы и намерены были воспользоваться в ближайшие несколько дней. Компакность северного поселка позволила подъехать по нужному адресу уже через пару минут - и вот мы запарковали машины в тихом дворике на берегу Княжегубского водохранилища. Довольно сильный ветер доносил сюда плеск волны сквозь кроны прибрежных дереьев и, ожидая, когда во двор спустится костин знакомый Владимир, мы (как позже выяснилось - не сговариваясь) думали об одном и том же - как по такому ветру идти в открытую воду.
Тем временем подошел Владимир. Мы обменялись рукопожатиями и стали обсуждать перспективы лодочного перехода. Нам предстояло преодолеть порядка тридцати километров «узких» (т.е. с берегами в прямой видимости) и «широких» (т.е. открытых) участков акватории залива, образовавшейся после затопления низин при строительстве Зеленоборской ГЭС до бухты Перевалка, где, судя по названию, когда-то велись лесозаготовки. Теперь же эти места служили популярным местом сбора ягоды у местного населения; кроме того, промышляли там и рыбаки. Кстати, как выяснилось, сезонный сбор ягоды для местных жителей не являлся прихотью - низкие зарплаты побуждали людей из года в год искать дополнительного заработка в сдаче даров природы заготовителям, и в этом смысле у Владимира имелись вполне меркантильные виды на нашу поездку: он рассчитывал собрать ягод под вполне конкретные денежные нужды. Оказалось, что наша общая поклажа и три взрослых мужика - слишком большой груз для одной «казанки», и Владимир предложил совершить поход в две лодки, благо вторая «казанка» имелась в наличии. Однако его оптимизм остался неразделённым - опыта управления моторкой не было ни у меня, ни у Константина, поэтому перспектива гнать лодку даже в кильватере ведущего, но три десятка километров по открытой воде и при приличном волнении, да ещё и с учётом возможных мелей, не вызывала у нас энтузиазма.
Тем не менее, Владимир был иного мнения - он и в мыслях не допускал, что с таким простым делом, как руление моторкой, не сможет справиться взрослый человек. Наши отчаянные доводы о желании вернуться домой целыми и невредимыми вызывали у него искренний смех, поскольку принимались за хорошую шутку. В конце концов Константин решил рискнуть и взять на себя грех капитанства на ведомом судне. Закипела работа - вывернув наизнанку багажники своих авто, мы стали сортировать вещи и раскладывать их по гермомешкам. Лодки хранились в разных гаражах, поэтому часть груза нужно было снести в ближайшую к дому «казанку», а оставшийся скарб перевезти ко второму гаражу, рядом с жильём матери Владимира - кстати, там же можно было и определить на «стоянку» наши автомобили.
Тем временем ветер, будучи неслабым ещё с утра, разгулялся вольнее. Владимир скептически посмотрел на шумящие кроны деревьев и сказал, что до вечера по такой погоде выйти в море вряд ли удастся. План действий переменили: до ослабления ветра было предложено съездить на экскурсию в «замок» - так Владимир называл свою дачу, плод трудов своего брата, питерского архитектора, создавшего оригинальный проект прибрежной постройки в готическом стиле, украшавшей теперь своим присутствием поселковый «шанхай» в прямой видимости Терского берега Кольского полуострова.

По пути на дачу мы заехали в шиномонтажную мастерскую, где попросили подобрать запаску для Костиной «Оки». Местные мастера разглядывали камскую микролитражку с неменьшим пиететом, чем досужие обыватели рассматривают припаркованный «Майбах» на Тверской - по всему было видно, что доселе им приходилось видеть подобное изделие только на картинках в журнале «За рулём». Тем не менее, они пообещали собрать подходящее колесо, в подтверждение своих слов делая красноречивые жесты в сторону огромного террикона несвежей резины и прочего хлама, высившегося за будкой шиномонтажа. Вероятно, эта коллекция собиралась по крупицам не один год, и теперь в недрах её могла отыскаться любая деталь, подходящая для взятого наобум авто, от «КамАЗа» до «Роллс-Ройса». Оставив хлопцам колесный диск с ошмётками покрышки, мы получили наказ заехать за результатами через полчаса, и отправились осматривать «замок».

Дача Владимира и впрямь походила на оплот феодального могущества - особенно на фоне соседских построек. Неповторимый колорит придавал «замку» окружающий пейзаж - высоченные деревья, выходы замшелых каменных лбов и изумительная в своей суровой строгости панорама залива с гористыми берегами, поросшими лесом. Владимир рассказал, что в залив, к вящему удовольствию рыбацкого сообщества, частенько заходят косяки сельди - а на входе в бухту в это время можно наблюдать белух, которые ведут свой промысел.







Полюбовавшись на красоты южной части Кольского полуострова, мы решили возвращаться в посёлок, а поскольку объявленные в шиномонтаже полчаса истекли, заехали к умельцам, чтобы забрать готовую запаску. При одном взгляде на получившиеся изделие мы испытали молчаливый шок, потому что в данной ситуации нельзя было доподлинно понять, какого рода эмоции выпускать на свободу - плакать или смеяться. На штатном диске «Оки» красовалась беушная покрышка иностранного происхождения с неприлично высоким профилем - единственное, что удалось отыскать в закромах с радиусом R12. Она, к тому же, была шипованной - но даже если закрыть на это глаза, то без бодилифтинга установить такую запаску на передок «Оки» было нельзя. Конечно, в крайнем случае, путём последовательной переброски колёс восстановить подвижность т/с казалось возможным, однако Константин, укладывая новую запаску в салон, всем своим видом демонстрировал крайнее нежелание столкнуться на обратном пути со всякими дорожными неожиданностями.
Солнце уже давно миновало зенит - но ветер не собирался укрощать нрав. Печально созерцая бегущую по небу облачность, Владимир высказал предположение, что выходить лучше всего будет рано утром - а до наступления оного следует подчиниться обстоятельствам и провести остаток дня в гостях у его матери, живущей на противоположной от трассы окраине посёлка. Что ж, идти на неоправданный риск и впрямь не хотелось, и поэтому мы довольно скоро оказались в чистом уютном жилище пожилой женщины, радушно накрывшей для нас стол, показавшийся нам просто изобильным. Да он и вправду был таковым - чего же ещё желать усталым путникам, как не горячего супа, жареной рыбы, овощного салата, всевозможных солений, копченой колбасы, сладкого чая с пирожками и, конечно, рюмочки... Подняв несколько тостов за здоровье хозяйки, её сына, его семьи, общее состояние экосистемы Кольского полуострова, завтрашний попутный ветер, международное положение и всех присутствующих, мы заметно расслабились и решили выйти перекурить на предвечернем воздухе. Обмениваясь ленивыми фразами и переваривая сытный обед, мы стояли возле дома и философски наблюдали за перемещениями крупного кота, пытавшегося обойти лужу, расплескавшуюся поперёк дороги... Не помню, кого первым выбрал в качестве жертвы лукавый бес безумия, но вдруг патриархальную тишину северного посёлка прорезал вопль «ВЕТЕР СТИХ!!!!!!!!!!!!» (от которого кот мгновенно порскнул в кусты и, похоже, закопался в почву), после чего время потекло медленнее обычного, а наши телодвижения ускорились раза в три. Повинуясь неведомому авральному расписанию, Владимир и Костя прыгнули в «Оку» и, вздымая мусор, умчались к первому гаражу, а я с бабушкой опрометью ломанулся к месту дислокации второй «казанки», волоча за собой с полдюжины сумок и гермомешков. К моему удивлению, пожилая дама сноровисто приготовила лодку к выходу, так что мне осталось только открыть передние ворота и вытолкать посудину из гаража. Стремительно темнело, над заливом наливался красками небывалый по масштабам и красоте закат...





... но самое неприятное заключалось в том, что ветер, словно в издевку над горе-путешественниками, вновь подул сильнее, пригоняя с моря волну. Вдалеке послышался шум лодочного мотора, и вскоре обе «казанки» болтались рядом, подпрыгивая на гребнях. Владимир ловко перескочил ко мне в лодку и стал выводить её на вёслах на глубину, чтобы пустить мотор.
Тем временем волны прибили лодку Константина к самым гаражам, и Костя предпринимал героические усилия, чтобы одновременно отбагриться и отгрести от дощатых стен, но, к сожалению, природа наделила его только одной парой рук, а в данной ситуации их было нужно как минимум две. Стемнело окончательно. Ветер разносил над акваторией обрывки матерных слов и плеск вёсел. Побарахтавшись в таком режиме минут сорок, мы с унынием поняли, что даже не в состоянии вывести лодки от берега - не говоря уж о том, чтобы идти по морю.
Владимир подвёл нашу лодку к «казанке» Константина, вновь поменял борта и сказал, что наилучшим решением будет развезти судна по гаражам и завалиться спать. Вдвоём с Костей они отвели лодку, завелись и утарахтели в темноту, а я, перемещаясь «по стеночкам», отбагрился до гаража и загнал «казанку» внутрь. Подсвечивая фонариком, закрепил лодку в стойле, закрыл ворота (благо, ключи бабушка оставила) и побрёл к дому, пугая припозднившихся аборигенов жёлто-чёрным «непотопляемым» костюмчиком, люминесцирующим в свете сигаретного окурка. Увидав меня на пороге, старушка не дрогнула, но на всякий случай поинтересовалась, всё ли в порядке. Я успокоил её, выпил предложенного чаю и рассказал о нелёгкой морской судьбе, в чьих руках человек - не более, чем жалкая игрушка. В это время подъехал Константин, мы попрощались с бабушкой до утра и отбыли к Владимиру на ночлег. По пути Костя рассказал, что потребовал от Владимира отыскать наутро второго шкипера, ибо в своих судоводительских способностях более не уверен, и Владимир отыскал в кольской ночи человека, согласившегося провести «казанку» до Перевалки и обратно. Как раз в этот момент мы проезжали мимо ночного магазина. Костя остановился, и через десять минут наш багаж пополнился несколькими единицами универсальных платёжных средств для расчётов с местным населением (имеющих хождение на территории всей Российской Федерации). Насколько этот шаг, тогда казавшийся нам естественным и исполненным истинных демократических начал, обернулся нежданными сюрпризами, нам суждено было узнать буквально на следующий день, наступления которого мы ждали с огромным нетерпением.

Конец второй саги.

 

Начало | Сага №1. Дороги | Сага №2. Люди | Сага №3. Природа | Сага №4. И снова дороги... | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования