Выгореция

Часть 2. Таежный роман



День II. 10 июня. Пудож - Сергиево - Данилово - Тихвин Бор - Волозеро - Медвежьегорск.


В ту белую ночь над Пудожем вознеслась огромная рыжая Луна, напоминающая тот самый ржавый таз, который вставал над уездным городом N в одноименной песне М.В.Науменко. Полюбовавшись на атмосферно-космическое явление, я искренне пожалел, что оставил дома объектив для астрономической съёмки - условия для лунной фотосессии были практически идеальными.



Не знаю, усматривается ли в появлении такой картины какое-либо предзнаменование - плохое или хорошее, но почему-то в моё общее волнительное состояние по поводу грядущей встречи с Выгорецией вкрались тревожные нотки. Впрочем, возможно, всему виной излишняя впечатлительность, которая особо обостряется на карельской земле.
Пробуждение состоялось довольно рано - окна гостиничного номера выходили на солнечную сторону, а сумерки длились совсем недолго.
В поисках съестного на завтрак пробежался по окрестным магазинчикам, где приобрёл за 2 (два) рубля холодный пончик (просто из интереса) и хлебный кирпич для бутербродов. Пончик оказался на вкус абсолютно никаким, полностью оправдывая цену, а вот хлеб - настоящим кислым, тем самым, которым можно успешно опохмеляться по утрам. Позавтракав, забрал машину со стоянки (охраняемой и расположенной по соседству с гостиницей) и тронулся в путь.
Не зная точно, по каким ориентирам искать поворот на Сергиево, в качестве запасного варианта рассматривал заезд сначала в Данилово, с последующим возвращением на трассу через Огорелыши - Сергиево - Немино. Оказалось, что нужный поворот уже обозначен - относительно свежая табличка на свёртке к песчаному грейдеру гласила, что путь к Немино и Сергиево лежит именно здесь.



Свернул на песок и, побарахтавшись в нём примерно с километр, вырулил на более плотную почву. Грейдер явно подновляли совсем недавно - ехать было одно удовольствие. Лишь из-за мелких камней, загребаемых протектором и отстреливаемых в пол, я не держал больше 70 км/ч - но и с такой скоростью должен был достичь Сергиева минут за сорок пять, что очень радовало. Я уже начал строить планы на вторую половину дня, предвкушая блиц-набег на западный берег Онего, поздний обед на Киваче или в Петрозаводске и даже, может быть, ночёвку в столице республики - с тем, чтобы назавтра проехать в Вытегру через Вознесенье. В это время слева за деревьями мелькнули несколько домов Немино, и машину тут же тряхнуло на яме. Отключив автопилот, сосредоточился на дороге. Она явно потеряла былой шик, требуя более внимательного отношения - скорость пришлось убавить до 60, а через пять вёрст - и до 50 км/ч. Ямы стали глубже, а количество их возросло, так что пришлось заниматься художественным рулением.



Примерно на полпути до цели тракт вконец испортился, и я потащился с той скоростью, которую позволяли дорожные условия. Выписывая зигзаги между каверн, с тоской думал о пользе третьего, а то и четвёртого глаза - ведь по сторонам дороги открывались весьма живописные виды, и хотелось любоваться ими, а вместо этого нужно было внимательно следить за коварным рельефом грейдера.
Мне особенно запомнились три маленьких чуда ландшафтной «архитектуры». Первым был довольно широкий ручей с извилистым руслом, образующим протоки с лесистыми островками.











Вторым - кочковатая ламба с зеркальной поверхностью воды, отражающей берёзовые стволы и кроны, переплетение которых создавало густую тень над этим очагом вечного покоя.







И, наконец, проезжая по высокой сельге, увидел справа за параллельным хребтом огромное рыжее болото со множеством средних и мелких участков серо-стальной воды. Мысленно окрестив природный каприз «долиной тысячи озёр», с сожалением поехал дальше, поскольку сфотографировать этот пейзаж можно было, только проделав неблизкий и непростой путь по крутому склону сельги вниз, а затем вверх на соседний узкий хребет «ледниковой реки».
Проехав сорок восемь километров от трассы, неожиданно выскочил к лесозаготовке. По обочинам дороги лежали штабели напиленных необкоренных стволов, невдалеке виднелась и рама козлового крана. А за следующим поворотом дороги перед капотом возникло глиняное месиво, изрытое траншеями от гусениц трелёвочных тракторов.



Поскольку в этом месте дорога шла в гору, пришлось остановиться и предпринять пешую разведку, чтобы понять, чего ожидать дальше. Прочавкав по глине до травки, прошёл между штабелями на вершину пригорка и увидел, что как раз на спуске грязь заканчивается, и дальше снова идёт грейдер, упирающийся в Выг. Через реку был переброшен широкий мост, а за мостом виднелись признаки человеческого жилья.
Перекурив и побродив по обочине месива, решил штурмовать глину - в самом худом случае можно было бросить машину и пешком дойти в Сергиево за трактором. Несмотря на глубокие и хаотично расположенные борозды от гусениц, прокарабкался по контрольно-следовой полосе без приключений, и остановился уже перед мостом.
Вокруг было безлюдно, шумела вода в реке, перекатываясь через камни, дул довольно холодный ветер, солнце спряталось за набежавшие тучи, и меня посетило какое-то ископаемое чувство полной ничтожности человека перед величием окружающей природы. Я сделал несколько снимков, но фотокамера, к сожалению, не способна передать эмоционального масштаба этого места. Сюда нужно приехать и пережить всё самому.





Перебравшись через мост, оказался в Сергиево. Судя по попавшимся экземплярам лесозаготовительной техники, ремонтным ангарам и даже собственной кустарной АЗС (угадайте, какие виды топлива на ней предлагались?), основной производственной нагрузкой в посёлке служила вырубка леса. По деревне ехал медленно, минуя глубокие ямы, и рассматривал посёлок. Дома выглядели старыми, но ухоженными - в отличие от множества других северных поселений, здесь мне не удалось отыскать ни одного покосившегося или сложившегося строения. Конечно, в нынешнем Сергиево уже нет и не может быть никаких следов былого старообрядческого общежития - но как будто некие незримые силы до сих пор отвращают нынешних жителей и их дома от упадка, столь явственно различимого в иных сельских поселениях Севера.





Проехав по безлюдным улицам, успел сделать пару кадров, и оказался на центральной площади посёлка. Здесь, возле магазина, наконец-то увидел местных жителей. На моё удивление, все они оказались трезвыми - а ведь дело происходило в выходной день, и, в общем-то, ничто не мешало народу расслабиться самым доступным способом. Как, впрочем, в большинстве мест не мешает и в любые будни.
В свою очередь, они тоже не удивились, увидев «Хонду» с некарельскими номерами - видимо, время от времени заезжие искатели приключений посещают Сергиево. Поздоровались вполне приветливо, и в беседу вступили с большой охотой. Потолковав о разных житейских делах, я спросил, как проехать на Данилово. «Не-е, ты не проедешь!» - практически в один голос воскликнули мои собеседники. Их единодушие и категоричность, признаться, смутили меня. Но причины разъяснились сразу же. Оказалось, что мост через Выг на лесной дороге пришёл в упадок и в нём зияют несколько сквозных провалов, расположенных в шахматном порядке. Один неосторожный манёвр - и всё, про рабочее состояние машины можно забыть. Две бабы наперебой стали рассказывать «страшилки», как одна ехала с мужем на мотоцикле, а вторая просто шла пешком по этому мосту, и обе очень боялись, что вот-вот провалятся вниз. Лишь немногословный мужичок в военном камуфляже, осмотрев «Хонду», выразил робкое сомнение, что, может быть, я и смогу проехать... а может быть и нет. «Поезжай уж через Огорелыши, а лучше - так вообще через Тихвин Бор», - напутствовали сергиевцы. - «Да и дорога в лесу совсем плоха, а в объезд, конечно, дальше, но спокойнее тебе будет».
Да уж. В их словах, безусловно, был резон. Был бы хоть со мной живой, а не виртуальный штурман, а ещё лучше вторая машина - и, честно говоря, я полез бы на этот мост, по крайней мере, хоть доехал бы до него точно. Но в одиночку такое предприятие показалось нереальным, мало того - безрассудным. И с сожалением я признал, что надо возвращаться на трассу.
Я уже открыл рот, чтобы попрощаться с сергиевцами, как вдруг налетел особенно сильный порыв ветра, а за ним небеса прорвало нешуточным ливнем. «Глина!!» - только и успел подумать я. Тем не менее, простился с добросердечными селянами, уже сетовавшими на плохую погоду, отшутился в ответ, что дождик «грибной и скоро пройдёт», прыгнул в машину и стремглав помчался к выезду из посёлка, отчаянно обруливая ямы, угрожающе быстро заполнявшиеся водой.
Медлить было нельзя, я переключил селектор коробки на нижнюю передачу и, разогнавшись от реки, на полном ходу вошёл в хляби. Вот вскарабкался на вершину пригорка, вот пошёл вниз... Двести метров до твёрдого грунта, сто, восемьдесят, пятьдесят, тридцать... Есть! Машина в дерьме по крышу, оно стекает вместе с дождевыми потоками, стекло для проветривания сигаретного дыма не опустить - зальёт, но жизнь прекрасна!
Рулю по грейдеру в обратном направлении, как по хорошо знакомой дороге. Ямы уже не кажутся многочисленными, объезжаются на раз, особо коварные места узнаются по приметам загодя. Дождь, разумеется, заканчивается столь же внезапно, как и начался.
Первый этап поездки завершается не в полном соответствии с планами, но, тем не менее, Сергиево и окрестности осмотрены. Жаль, что не удалось проехать дальше по тайге к Огорелышам и посмотреть на остатки скитов «первого» Сергиева - но хоть будет лишний аргумент для сбора попутчиков в новую экспедицию. А маршрут её я уже представляю, и Сергиево будет лишь его стартовым пунктом.
С этими мыслями я довольно быстро достиг песчаного участка грейдера и вскорости выехал на трассу. Доехать до Лобского по хорошем у асфальту труда не составило, и вот я вновь поворачиваю на грейдер. Эта дорога в корне отличается от пути на Сергиево. Вместо ям её украшают многочисленные валуны, торчащие из земли. Опять применяю фигурное вождение - а куда деваться! Короткая остановка - любуюсь красивейшим озером по обе стороны дороги. В нём есть и заросшие участки, создающие на поверхности воды неповторимый узор.













Фотографирую и продолжаю движение. Вместо ста сорока километров грейдера мне сегодня выпадает двести с хвостиком - а время и силы не безграничны. Однако быстро двигаться тоже нельзя - пропущенный камень, в отличие от ямы, может натворить гораздо больше бед, поэтому еду, внимательно выглядывая дорогу.
Как назло, дорожные указатели немного наврали с расстоянием до Данилова. Когда по моим расчётам, деревня должна была показаться за поворотом, там снова был грейдер, и за следующим подъемом и поворотом - тоже... И только проехав без малого пять километров от точки, где должен быть посёлок в соответствии с данными одометра, когда в голову уже полезли дурные мысли, а не ошибся ли я с дорогой, зевнув на развилке нужное направление, на обочине возник столб с табличкой «Данилово».



Стоило мне пересечь границу посёлка, как небо опять начало хмуриться. Я проехал деревню до конца в поисках более-менее удобоваримого съезда к Выгу, но, к сожалению, до излучины реки можно было дойти только пешком. Остановив машину посреди посёлка, я взял камеру и отправился по полевой тропке к тому месту, где раньше стоял монастырь, но... совершенно неожиданно для самого себя вдруг снова испытал ту же гамму ощущений, что и в Сергиево, стоя на берегу Выга. Какая-то спокойная и уверенная сила словно являла истинный источник душевной гармонии, и заключался он в необъятном просторе вокруг, и в осознании своей принадлежности этой природе, и в то же время, невозможности слиться с нею до конца, поскольку между двумя состояниями праха всё-таки есть путь Человеческий, и он задуман несколько по иным законам.





Я искал поклонный крест - но не видел или не замечал его. Также не разглядел в видимых окрестностях остатков монастырской ограды - то ли её скрыла буйная растительность, то ли попросту искал не в том месте. Но спросить было не у кого - в деревне царила тишина, и лишь далеко на берегу реки виднелись две фигурки рыболовов. Идти к ним я не решился, потому что не хотел сильно удаляться от машины, в которой по сиденьям были раскиданы вещи «оперативного пользования». Их бы нужно было с утра загрузить в Пудоже в багажник, но почему-то я решил бросить их в салон.
Пофотографировав пейзаж и сельские виды, я сел за руль и тронулся в обратный путь.
Как только отъехал от деревни в глубину леса, увидел пробегавшего через грейдер зайца, а ещё через несколько километров состоялась другая встреча с лесным обитателем.
... Он неспешно вышел на дорогу, как вдруг услышал шум мотора и увидел выскочивший из-за поворота автомобиль. Остановился и повернул голову в мою сторону. Несколько секунд разглядывал приближающуюся машину, потом развернулся и без спешки ушёл обратно в лес. Это был волк - его безошибочно отличал характерный хвост-«полено», который не встретишь ни у одной, даже самой дикой собаки. Я и сам растерялся, и, пока нашаривал фотоаппарат, упустил ценные секунды. Волка я в дикой природе встретил впервые за свою жизнь.
Проезжая через Тихвин Бор, полюбовался на церковь. К сожалению, сохранность ее оставляет желать лучшего. Жизнь в этом придорожном посёлке отличается большей активностью - видимо, сказывается относительная близость к трассе и живописные места по берегам озера, привлекающие рыболовов и просто отдыхающих горожан (а может, и дачников).
Не преминул заехать и на берега Верхнего Волозера. Оно расположено совсем близко от трассы, но в пяти километрах от грейдера. Эти пять километров особенно придутся по сердцу любителям экстремального вождения, поскольку на их протяжении сконцентрированы абсолютно все элементы карельской лесной дороги: и крутые подъемы, и спуски, и серпантин с обрывистыми обочинами, и ямы, и, конечно же, камни. Не хватает только лесовозной колеи, да самих встречных лесовозов, груженых двадцатиметровыми хлыстами. Хорошо, что путь до южного берега Волозера не столь долог - будь он попротяженнее, какая-то из перечисленных «засад» должна была сработать просто в силу теории вероятностей.
Само же Волозеро производит впечатление тихого и уютного места, добравшись до которого, можно отлично отдохнуть у воды и на воде.



Я так и сделал, устроив себе небольшой привал на берегу тихого залива. На сегодня план по преодолению грейдеров был перевыполнен. Настала пора выдвигаться в сторону цивилизации. Куда ехать - вариантов не было, поскольку из-за дополнительных перегонов бензин выработался почти полностью, а запасную канистру я в Пудоже не залил. Поэтому мне оставалось двигаться лишь до ближайшей заправки в Медгоре, что я и сделал. Взглянув на время, понял, для путешествия на Кивач уже поздновато - из намеченного графика я выбился окончательно, и хотелось запарковать машину, принять душ и просто погулять перед сном по воздуху. Не оставляя попыток штурмовать назавтра грейдер до Вытегры, решил двигаться в Петрозаводск, чтобы с утра иметь фору по времени и расстоянию.
Однако ехать наобум было бы неосмотрительно - в субботний вечер гостиницы Петрозаводска обычно бывают забиты битком, и я решил сначала прозвониться по нескольким телефонам. Как назло, свой путевой справочник я оставил в Москве, и теперь яростно рылся по карманам «карельской» куртки в поисках завалявшихся гостиничных карт и счетов. Нашёл много интересного - но ни одной бумажки из петрозаводских гостиниц. Пришлось побеспокоить звонком Константина Phone - и он подсказал мне координаты для связи с «Северной», которые я сам накануне отъезда ему и выдал.
В «Северной», к моему удивлению, места были. Любые. Объяснялось это отсутствием горячей воды - её отключили по всему Петрозаводску (так мне сказали в службе бронирования). А поскольку одной из моих актуальных потребностей было принятие душа - перспектива обливаться ледяной водой не обнадёживала.
Можно было, конечно, ехать в Пудож - и принимать ржавую ванну. Но не стоило забывать, что как раз с субботы на воскресенье люкс в «Амадеусе» был зарезервирован. Так что и этот шанс отпал. Плюнув, позвонил в «Онежскую», до которой от заправки было три минуты езды. Там горячей воды не было никогда и в принципе - во всех номерах, кроме единственного люкса. И он, на моё счастье, оказался свободен.
Поставив машину на стоянку, почувствовал неугасимое желание посетить винный магазин. В Медгоре подобные стремления можно удовлетворить в любое время дня и ночи. Ну, а когда я очутился в номере, развалился в кресле и откупорил двухлитровый сосуд с «Медовым Лёгким», то все события прошедшего дня показались особенно яркими.



Начало | Часть 2. Таежный роман | Часть 3. Дорога домой. | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования