Господин и государь Великий Новгород. Цикл виртуальных экскурсий

Новгородская азбука. Зело



Нам осталось посетить последний из исторических «концов» - районов - Великого Новгорода, Загородский.
Он и хронологически образовался позднее других - в XIII веке, уже после разделения Торговой стороны и объединения Людина и Гончарского концов стороны Софийской в один.
Само название - «Загородский» - говорящее; по-видимому, отдельно взятым выселкам был присвоен статус городской территории со всеми вытекающими отсюда правами (но и обязанностями). Главный авторитет новгородской археологии (из ныне здравствующих), академик В.Л. Янин, ещё не будучи академиком, высказал предположение, что весь Загородский конец сосредоточивался.вдоль единственной улицы - Прусской.
Так это или не так, сейчас уже судить нелегко, но по факту за границей Людина конца действительно отыскивается слишком мало памятников, свидетельствующих об основательной кончанской жизни. И если из их числа исключить ц.Михаила Архангела (не путать с той, что на Торгу), совершенно утратившую облик и превратившуюся внешне в типическое гражданское присутствие (отчего в эту поездку я решил времени на осмотр её не тратить), то в Загородском конце остается всего две культовых доминанты. У каждой из них, правда, собственной истории хватит на целую книжку, но мы попробуем остановиться на самых интересных фактах.



Церковь Двенадцати Апостолов соперничает за право войти в десятку древнейших новгородских православных построек. В летописях она известна под именем церкви «у скудельни» или «на пропастех». Напомню, что скудельницей в Новгороде именовалась огромная братская могила, и прибегали к её обустройству в лихие годы, когда война, или стихия, или болезнь уносили сразу множество жизней. Упоминается церковь под 1392 годом деревянною, а в 1455 году она была отстроена в камне, как стоит и поныне (только форма главы её претерпевала изменения: изначально, вероятно, это был византийский купол, позднее - «луковица»-шелом, в XVIII-XIX веках - готическая комбинация первого и второго, а после последней послевоенной реконструкции - опять шелом). Однако храм на этом месте возник гораздо раньше: <архиепископ Спиридон> «поставил скудельницу у святых апостол в яме на Прусской улице» - так гласит запись от 1230 года, когда в этой яме (точнее - ямах, ибо их было несколько) было погребено более 3000 человек, скончавшихся от «голода и труса». Во время того великого мора у ям были поставлены скамьи, а люди приходили, ложились на скамьи, умирали и скатывались в ямы, которые периодически забрасывались землей. Самое интересное, что и поныне территория от храма и до самого земляного вала, т.е. там, где почти восемь веков назад были устроены скудельни, ничем не занята и представляет собой эдакую ровную лужайку, лишь относительно недавно (по историческим меркам, разумеется) рядом с нею поставили пару малоэтажных жилых домов, да вкорячили гостиницу, в которой, зараза, теперь никогда не бывает мест ввиду её миниатюрности (да и до Газона, если вдуматься, отсюда минут восемь неспешной прогулки).



От церкви Двенадцати Апостолов пройдём (или проедем - если придумаем, где потом парковаться) по Десятинной улице в сторону городской окраины, и справа увидим очередную монастырскую стену с колоссальным надвратным сооружением. Это практически всё, что осталось от Десятинного женского монастыря, что был устроен против того места, где в 1169 году были отражены от Новгорода суздальцы заступничеством Царицы Небесной (тогда на стены был поднят образ Божией Матери «Знамение», в который попала суздальская стрела, после чего он замироточил, а суздальцы в смятении отступили. Икона «Знамение» с тех пор является одной из наиболее почитаемых в городе). О происхождении названия монастыря нет единого мнения, по одной из версий, он расположился на землях, входивших в состав «княжьей десятины», т.е. предназначенных для содержания прочего владычного имущества.
Обитель основана в XIII веке матерью Александра Невского княгиней Феодосией Мстиславовной, а главный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1327 году. Сейчас на территории монастыря доступны для обозрения только руины этого храма.



Величественная колокольня была сооружена в самом начале XIX века, а через сто лет - перестроена, и в таком виде сохранилась до наших дней.

Вот и все по Загородскому концу.
Теперь, дабы не терять драгоценного экскурсионного времени, пройдём дворами «навылет» к Троицкой улице, как раз к тому месту, где за символическим забором творится что-то непонятное. На деревянной галерее, что выстроена на краю обширной ямы, столпились люди; они волнуются и смотрят на плазменной панели какой-то документально-исторический фильм, и ветер доносит до нас обрывки саундтрека:
-...он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость
-...да если будет у кого-нибудь намерение до Водлы, то надо бы дворянина
- ...пришли мне человека на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да рубаху - рубаху забыл

Нет, это не сумасшедший дом, это бонусное завершение наших многодневных прогулок по историческим районам Великого Новгорода. - Троицкий археологический раскоп в Гончарском конце, из которого руководитель экспедиции В.Л.Янин несколько лет назад предложил устроить цирк «театр времени».



Если помните, мы заглядывали сюда зимой, однако на раскопе было безлюдно, снежно и непонятно, а летом - совершенно другое дело, и именно поэтому мы здесь теперь и оказались.
Итак, регулярный раскоп за номером 45, паспорт которого выглядит следующим образом:
«Работы Новгородской археологической экспедиции c 1973 г. по настоящее время.
Руководители работ - В.Л.Янин, Б.А.Колчин, А.С.Хорошев, П.Г.Гайдуков, А.Н.Сорокин.
Площадь раскопа 6056 кв.м.
Исследована стратиграфия участка. Вскрыта средневековая усадебная застройка. Исследована усадьба художника Олисея Гречина кон. XII-нач. XIII вв. Обнаружены и изучены остатки настилов мостовых древних улиц: Пробойной, Черницыной и Ярышевой. Среди вещевой коллекции значительное количество берестяных грамот.»
Добавлю: не только грамот, но и керамики, черепков, которые в массе своей уже не имеют никакой научной ценности (их за минувшие годы откопаны центнеры), но прекрасно продаются как сувениры.
Заглянуть в яму раскопа стоит 50 рублей, в эту же сумму входит просмотр документального фильма об археологических находках, сделанных на территории Великого Новгорода (фразы, которые вы услышали ранее - это фрагменты берестяных грамот, озвученные профессиональными актёрами). После определённых событий (о них я уже рассказывал зимой), лопаты, носилки и прочий студенческий инструмент туристам в руки не дают, но со своими носилками приходить можно.



В хорошую погоду и при наличии финансирования здесь же можно понаблюдать за непосредственным ходом раскопок, и, прикинувшись большим любителем археологии, истории и черепков, познакомиться с какой-нибудь перепачканной грязью студенткой.
И кто знает - какое будущее может получиться у подобной романтической авантюры, ну а наша авантюра на этом... продолжается! Потому что Великий Новгород живёт и постоянно меняет свой облик, хорошея не только современными кварталами, но и поновлённой внешностью своих древностей, в чем и предлагаю убедиться на примере небольшого фоторепортажа с июньских мостов Софийской стороны и Торга:

Город готовится к юбилею. Перед пешеходным мостом завершили укладку брусчатки и установили жёлтые полушария, препятствующие проезду механизмов с колеёй, шире мотоциклетной:



Возле моста построили здоровенный фрегат...



...а на парапет перед фрегатом усадили вот такую металлическую подругу:



К подруге обычно не подступиться:



С этого ракурса фрегат придал Волхову некие невские черты, не случайно его поставили у правого берега в районе современной застройки smile.gif



Увы, увы... нет больше "Пивной гавани"! Вместо неё теперь сиротская скамеечка. И хотя, положим, василеостровское пиво никогда не отличалось выдающимися показателями, дешёвого и вкусного шашлыка нам всем не будет хватать ещё очень и очень долго... sad.gif



Мужики, которым теперь негде культурно провести досуг, стали обращать внимание на девчонок...





... а также осваивать берега и прибрежные воды:



Театр без стелы. И впрямь как будто чего-то не хватает...



Авангардистской скульптуре, установленной на Торгу близ галереи, быстро отыскалось применение:



Ганзейские дни, однако!..



А Садко по-прежнему невозмутимо охмуряет дочь Морского Царя - значит, и жизнь в Великом Новгороде продолжается!



Спасибо осилившим все абзацы.

До новых прогулок по Великому Новгороду!

Начало | Рождественская азбука. Аз | Рождественская азбука. Буки | Рождественская азбука. Веди | Рождественская азбука. Глаголь | Рождественская азбука. Добро | Рождественская азбука. Есть | Новгородская азбука. Живете | Новгородская азбука. Зело | Новгородская азбука. Земля | Новгородская азбука. Иже | Новгородская азбука. Како | Новгородская азбука. Люди | Новгородская азбука. Наш | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования