Из истории республики Карелии

Часть 2

по материалам
www.gov.karelia.ru

В конце 16 - начале 17 вв. вновь усиливается экспансия Швеции на восток. В 1610-1611 гг. русские и карелы героически обороняли г. Корелу от шведских войск, которым удалось овладеть городом лишь после 6-месячной осады. По Столбовскому договору 1617 г. Россия была вынуждена оставить за Швецией Карельский перешеек, что привело к массовому переселению карел на территорию Русского государства. Переселенцы селились как в пограничных, так и в центральных районах России. Наибольшее их число (25-30 тыс.) осело на территории Тверского края, в результате чего сформировалась этническая группа тверских карел.

С потерей Карельского перешейка административным и торговым центром Карелии стал построенный в 1649 г. город-крепость Олонец. В 17 в. в крае значительное развитие получили крестьянские железоделательные промыслы, продукция которых вывозилась на Тихвинскую ярмарку. Возросло значение Шунгской ярмарки в Заонежье, через которую осуществлялась связь между Карельским Поморьем и Южной Карелией.

При Петре 1 на территории Карелии была построена группа Олонецких горных заводов (Петровский, Повенецкий, Алексеевский, Кончезерский), сыгравшая во время Северной войны 1700-1721 гг. важную роль в обеспечении русской армии и флота пушками, ружьями и другим снаряжением. Петровский завод (1703) дал жизнь одноименной слободе, выросшей в дальнейшем в г. Петрозаводск. По Ништадтскому мирному договору 1721 г. Карельский перешеек возвратился в состав России.

После окончания Северной войны Петровские заводы (кроме Кончезерского) были закрыты. Однако русско-турецкая война 1768-1774 гг. дала новый импульс казенной металлургии края. В 1773-1774 гг. в Петровской слободе был сооружен Александровский пушечный завод, который в конце 18 и в 19 в. являлся одним из ведущих оборонных предприятий страны.

В административном отношении значительная часть Карелии в 18 в. входила в Петербургскую, затем в Новгородскую губернии, а с 1784 г. - во вновь образованную Олонецкую губернию с центром в г. Петрозаводске. Остальная территория находилась в составе Выборгской и Архангельской губерний.

Со второй половины 18 в. в крае развиваются капиталистические отношения. Возникают частные вододействующие лесопильни, получает распространение отходничество, расширяется внутрикраевая и внекраевая торговля. После отмены крепостного права (1861) усилились лесозаготовки, появились лесопильные заводы с паровыми двигателями. Возросло количество промышленных и сезонных рабочих. Край становится важным поставщиком древесного сырья и пиломатериалов на россиийские рынки (особенно в Петербург) и на экспорт. В 60-70-х гг. 19 в на Онежском озере и Белом море началось пароходное сообщение. Но в целом к началу ХХ в. хозяйство Карелии в значительной мере сохраняло традиционный аграрно-промысловый облик. На 215 тыс. населения (по переписи 1897) индустриальных рабочих насчитывалось всего около 3 тыс. человек. В 1914-1916 гг. через территорию Карелии прошла Мурманская железная дорога, способствовавшая укреплению экономических и культурных связей края с Петроградом и другими городами страны.

Начало | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования