В дальних краях оставляем мы сердца частицу…

Продолжение заонежской руны

Дорога Петрозаводск - Ерши - Кедрозеро - Михеева сельга - Викшезеро

... итак, наступило утро 2 августа.
Я должен был подъехать в отель Прионежский (ул.Федосовой, д.46, клуб «Николаевские отели», наличие лишних денег приветствуется), где была назначена встреча с ребятами и машинами из Северо-Западного бюро путешествий. С этими отличными людьми меня свела судьба в прошлом году - свела, надо сказать, совершенно случайно: мне взбрело в голову покорить карельское бездорожье на джипе при полном отсутствии последнего - лихорадочный серфинг по инету в поисках аренды внедорожников неожиданно выбросил меня в спокойные воды СЗБП, где я обрел и джипы, и маршруты, и адреналин, где я был научен уважать Лесного Дедушку, разведывать и преодолевать броды, штурманить в реалтайме по всем имеющимся средствам навигации, включая звуки и запахи, и многому, многому другому. Но главное - я, кажется, нашёл людей, настолько же чокнутых, как и я сам, в плане ломануться наперекор обстоятельствам суровой карельской действительности (разумеется, основательно к этом у подготовившись).
Впрочем, оставим романтический пафос и вернёмся к предмету отчёта.
Итак, мне предстояло переместиться от «Северной» к «Прионежскому», имея с собой личное снаряжение (вообще-то, по правилам СЗБП, львиная доля потребного на маршруте тряхочудия уже имеется в наличии, однако у меня имеются свои правила в отношении выездов на волю, и своя снаряга мне как-то любится больше). Тяжёлые раздумья возле разверстого багажника Хонды - и вот я отбираю лишь самое необходимое: спальник, надувастик, болотники, ДЭТу, спирали, баллончик от клещей, сменную одежду, фляжку с КБ, водительские права и, конечно, фотоаппараты. С величайшим сожалением оставляю палатку, горелку и кучку «фишек» и «примочек». В итоге формирую поклажу: один гермик и одна сумка. Нормально, можно трогаться в путь. Тащиться пешком вниз по ул.Ленина в камуфляже и с баулами совершенно не тянет - вызываю такси, благо гостиничный рецепшн мил и приветлив. Через десять минут подкатывает волга с хмурым неразговорчивым дядькой за рулём - мы грузимся и едем. Проезд по Петрозаводску, оказывается, имеет единый тариф - 70 рублей (а я-то, наивный, всё жалел местных обитателей, которым надо пьяненьким добираться от ночью набережной, скажем, до Ключевой или ещё куда подалее...). На моё невысказанное, но недвусмысленное предложение забрать стольник дядька-таксист столь же молчаливо отсчитал сдачу. Вот так. У наших таксёров бы и мысли, поди, не возникло - а тут пожалуйста.
Как бы то ни было, спустя пятнадцать минут после посадки в такси я уже здоровался с парнями из СЗБП возле «Прионежского». Машин уходило три - мне было предложено выбирать коня, и я выбрал зелёного Хантера, родного брата моего прошлогоднего экипажа. Примерно в четверть одиннадцатого колонна тронулась в путь от набережной в сторону Шуйского шоссе.

Мы свернули с мурманки по указателю на Тивдию и через некоторое время достигли деревни Ерши. Здесь, на берегу оз.Сандал, мы должны были встретить водников - туристов из Москвы, вышедших на день раньше на плавсредствах по озерам и протокам, забрать их и перевезти в дер. Оятевщина, откуда их дальнейший путь лежал вновь по воде, и конечной точкой его был о.Кижи.
Поскольку в прямой видимости и слышимости никаких признаков приближения лодок не ощущалось, мы решили вскипятить воду и попить чай. Я автоматически полез в багажник за горелкой... и вспомнил, что она осталась в Хонде. Забегая вперёд, скажу, что кипятить воду на костре (с учётом времени на его разведение) - это удел героев (по нынешним временам). К тому моменту, как причалили и вытащились на берег водники, чай ещё готов не был, зато на сбор дров были мобилизованы серьёзные человеческие ресурсы. Улучив минутку, я сделал несколько снимков окрестностей и главной достопримечательности Ершей - прекрасно сохранившейся часовни. К стыду своему, я не узнал до сих пор, во имя кого она освящена.

Наш дальнейший путь лежал в сторону Кедрозера и далее через Кяппясельгу на Уницу. В Кедрозере поступило предложение заехать в Михееву Сельгу с целью осмотра часовни. Я пытался вяло протестовать (всё-таки - крюк, а часовня, прямо скажем, находится не в лучшей форме), но водники, заряженные энтропией «Клюковки», обвинили меня в попытке сокрытия тайных знаний, и я махнул рукой. По прибытии в Михееву Сельгу, я отделился от толпы и решил наверстать упущенное в ходе первой экспедиции «Русский Север», а именно - отыскать бабушку с Колгострова, извиниться за состояние конфет и всё-таки поговорить с ней.
Я пошёл на двор, где нас принимали местные жители, когда мы приезжали через Михееву Сельгу по пути на остров. Однако, как выснилось, совершеннолетние насельники избы в тот вечер отмечали некий крупный праздник - тем не менее, я был якобы узнан и с почетом зван в дом, где застал классическую картину «мордой в салат». Извинившись за несвоевременный визит, быстро ретировался из гостеприимного вертепа на соседний участок, где ещё до этого заметил пожилую женщину, работавшую в огороде. Она с удивлением выслушала меня, сказав, что живёт в деревне 25 лет, но не знает никого, кто ранее имел отношение к Колгострову. В конце концов она посоветовала обратиться в дом на окраине - там, вроде, жила старушка, получающая пенсию в Кондопоге (а именно из-за отъезда «колгостровской бабушки» в кондопожский собес и сорвалась наша прежняя встреча). Я попрощался с доброй женщиной и пошёл по деревенской улице искать нужный дом. Несмотря на относительно раннее время (было около семи часов вечера), в селении стояла тишина, нарушаемая лишь звуками природного происхождения. Тем не менее, во многих домах горел свет - и это навело меня на грустные мысли, что «праздник», возможно, здесь происходит ежедневно, и, судя по некоторым признакам, встречу с пенсионеркой опять придётся отложить.
Пройдя всю деревню, я остановился у последнего дома и осмотрелся. Во дворе стоял серый УАЗ, который возил бабулю в Кондопогу - предположив, что старушка вряд ли управляет внедорожником самостоятельно, я сделал вывод, что в доме, помимо неё, должны быть ещё люди. Однако их присутствие ничем не выдавало себя... Потоптавшись некоторое время возле дома, я вдруг понял, что на поиски бабушки у меня ушло около сорока минут, и если я сейчас пойду на контакт, то только объяснения, кто я и откуда, займут никак не менее четверти часа, а ведь ещё хотелось бы поговорить о Колгострове... Уходя от машин, я предупредил ребят, что пойду навестить бабульку - но не сказал, что меня нужно будеть ждать полтора часа... Решив не создавать никому сложностей в этот вечер, не без сожаления развернулся и побрёл обратно к машинам.
Как выяснилось - вовремя. Водники уже вернулись от часовни, и были готовы ехать дальше.
Разместившись по экипажам, мы двинулись обратно к Кедрозеру, а оттуда - в сторону Кяппясельги.
За Викшезером нас ждало разочарование: железнодорожный переезд оказался перегорожен бетонными блоками. Попытка штурмовать пути окончилась неудачей. Вернулись к повороту на станцию Викшезеро - но и там мужики, работавшие на вырубке леса, огорчили нас: переезда тоже не оказалось. Решив, что утро вечера мудренее, мы встали лагерем на берегу Викшезера.

Пожираемые подозрительно большим количеством насекомых, разожгли два костра (правда, второй загорелся только после того, как дедушка получил свою дозу почтения - и я не шучу, тому остались свидетели), приготовили ужин и согрелись. Длительных посиделок, впрочем, не случилось - усталость быстро разогнала народ по палаткам, и вскоре весь лагерь уже спал мертвым сном.
Засыпая в тот вечер, я ещё не знал, какой щедрый подарок приготовила Карелия мне наутро....

Начало | Тропами Заонежья | Продолжение заонежской руны | Дорога "мёртвых" | Путешествие продолжается... | Завершение рассказа о поездке в Заонежье |

Производство "Агальцов и Компания"