С дочкой по Русскому Северу

4 серия. Архангело – Лядины

Рыбалка №3
Сегодня мы едем в Каргополь, но другой дорогой. Через село Архангело и, как это ни странно, через Лядины. Она несколько длиннее, но качество дорожного покрытия нам пообещали гораздо более высокое. Но выехали мы только после обеда, а с утра опять решили порыбачить. Я разузнал где водятся щуки (где-то за мостом), ну и пошли. Настя опять с удочкой, таскает мальков хариуса, а я настроен на более крупную добычу. При первом же забросе я естественно опять зацепил блесну. И чувствую, где то на глубине. Настя уверенно заявляет: - надо плыть! Ей то забавно глядеть, как её папа то на плоте, то вплавь вызволяет блесну. Делать нечего. Приходиться раздеваться и лезть в воду. Дно твёрдое, каменистое. Но вода! Как родниковая! Первые две минуты я не мог ни вдохнуть, ни выдохнуть. Поплыл. Леску держу в руке. Чем дальше, тем круче она идёт вниз. Надо нырять. Вода чёрная, страшно. Занырнул, иду по леске. И вот блесна, зацепленная за камень. Всё, наверх! А Настя ржёт на берегу и снимает опять на камеру. Вот такие мы рыбаки! А эта рыбалка мне потом ещё аукнулась.  Но всему своё время. Пора ехать!

с. Архангело

Старинное село Архангело расположено в 18 км. от Ошевенска на восток и находится на Плесецком тракте. По дороге попадается несколько нежилых деревень. Дорога - грейдер, нормальный, 50-60 кмчас можно ехать. Местные гоняют и быстрее, но мне всегда жаль машину. Не дай бог чего-нибудь! Дождей, видимо, не было давно. За нами шлейф белой пыли. Мыть машину бесполезно, всё равно все дороги такие.

Вот и Архангело, оно же Шелоховская. Наверное половина деревень Архангельской области имеет второе название. Это бывает не всегда удобно, если не знаешь.
На левом берегу р. Онеги, в 200 метрах от берега стоят 2 церкви - Архангела Михаила (1715) и Сретенская, 19 века.

Первая уникальна тем, что завершена кубоватой кровлей, известной только в Поонежье и на прионежском берегу Белого моря. На кубе стоит традиционное пятиглавие. Апсида перекрыта бочкой. Сретенская церковь имеет шлемовидную кровлю с завершением главкой. Вероятнее всего Архангельская церковь повторяет формой более древнюю, стоявшую на этом же месте. Куб, бочка и купола крыты железом, четверик обшит тёсом, но даже в таком искажённом виде Архангельская церковь производит хорошее впечатление. Особенно если смотреть на неё не со стороны дороги, а зайти чуть со стороны.

Сама церковь закрыта, но трапезная открыта. Через древнее окно в трапезной в алтаре были замечены штабеля новых досок. Хороший знак.

Реставрация нужна и даже очень. Храм заваливается на правую сторону, крен как у Пизанской башни. На фото это заметно. И есть надежда, что может раскроют полностью церковь. Можно представить, как классно она будет смотреться без тёса и железа.
Ну а так выглядел классический «тройник » в д. Архангело раньше. На Сретенскую церковь явно «просится» шатёр, каменная колокольня смотрится чужеродно.

Выезжаем в сторону Каргополя. Километров 10 идёт грейдер (хороший), затем до самого Каргополя отличный асфальт и прекрасные виды из окна. Особенно по левую сторону, там где течёт Онега. Километра за два до асфальта увидели аварию. Картина такая: - широкий грейдер,(хоть и хорошего качества, но я лично ехал 40-50 кмчас) и его пересекает просёлочная. Кругом поле, обзор в обе стороны прекрасный. И на этом перекрёстке вдребезги разбитая иномарка (не поддающаяся восстановлению) и молоковоз кверху колёсами. Следы крови и какие то местные братки в чёрном. Спрашиваю:
- Помощь нужна?
- Да не, скорая тока што уехала.
- Как же угораздило-то?
- Да вот так.

Лядины (Гавриловская)
Время у нас ещё есть, поэтому проезжаем Каргополь и едем в Лядины.Здесь мы хотим посмотреть классический Онежский тройник из двух деревянных церквей и колокольни.

Зимняя церковь Богоявления (1793 г), двенадцатиглавая, с пышными куполами, трапезной и уникальным круглым западным крыльцом. Летняя, шатровая, Покрово-Власиевская (1761г.) церковь. И колокольня (1820г.), шатровая, восьмигранная.

Полным ходом идёт реставрация. Богоявленскяая церковь перебрана полностью и хочется надеяться, что обшиваться не будет. А в Покровской церкви сохранились уникальные, высокохудожественные «небеса» с изображением архангелов. (Мы их не видели)

А ещё в Лядинах должен быть домашний краеведческий музей Г. Ф. Сергеевой, но уже стало смеркаться и мы засобирались «домой», в Каргополь.
В Каргополе заселились вновь в «Каргополочке» и опять в 14-й номер.
Накануне, 9-го августа мне стукнуло 50(!) и поэтому мы с дочкой решили это дело как-нибудь отметить. Решили посидеть в кафе. Вышли в центр и долго ходили в поисках оного. И представляете, не нашли. Начали спрашивать и по советам прохожих благополучно вышли к своей же гостинице. На первом этаже, сбоку - кафе. Там мы и отметили мой юбилей.
Завтра мы едем в Кенозерье! И вновь у меня лёгкое волнение.  В Кенозерье я еду первый раз! До завтра! Не переключайтесь!

Начало | 1 серия. А утром мы проснулись уже на Русском Севере. | 2 серия. В окрестностях Каргополя | 3 серия. Здравствуй Ошевенская Любовь! | 4 серия. Архангело – Лядины | 5 серия. Прикосновение к Кенозерью! | 6 серия. С Онеги на Онего | 7 серия. Без дочки в Яндомозеро! | Серия 8 и последняя. Домой! По западному берегу Онего. |

Производство "Агальцов и Компания"