Традиционная одежда карел

Одежда любого народа может много рассказать и о его хозяйственных занятиях, и о культурных контактах с проживающими по соседству народами. В одежде карел можно выделить два слоя, отражающие хронологически разные исторические эпохи. Более древний - это одежда, близкая по покрою и материалу к одежде западных финнов, води, вепсов. Более поздними по времени являются русские заимствования в одежде. Благодаря раскопкам мы располагаем довольно ранними сведениями об одежде карел. Археологические материалы из могильников позволяют установить не только сорта тканей, формы украшений, но и дать реконструкции типов одежды. Хорошая сохранность одежды в значительной мере объясняется обилием бронзовых украшений и нашивок, консервирующих текстильную основу.

Восстановленная по материалам могильников женская одежда отличалась индивидуальностью, зависящей не только от личных вкусов, но и от возрастных и социальных показателей. Например, одна из женщин из могилы Кекомяки-1 была одета в тонкую льняную рубаху, отделанную тесьмой с серебряной нитью и застёгнутую у ворота орнаментированной пластинчатой фибулой. Поверх неё было одето белое шерстяное одеяние без рукавов, скреплённое на плечах выпуклыми фибулами со "звериным" орнаментом, от которых спускались железные цепи, заканчивающиеся с левой стороны ножом с орнаментированной рукоятью в ножнах. Костюм дополнялся тёмно-серым шерстяным передником, который был украшен по низу широкой полосой из медно-бронзовых пронизок. Однако, к сожалению, между описанными археологическими материалами и этнографическими данными об одежде существует пробел в несколько веков. Достоверные сведения о костюме карел мы имеем лишь с конца XIX века. Женская одежда в её наиболее традиционном старинном варианте выглядит так: туникообразная рубаха с прямыми вшитыми рукавами и разрезом посередине груди и несшитая юбка из трёх полотнищ, расширявшихся книзу, закреплявшихся либо лямками на плечах, либо завязками на талии. Задолго до XIX века такая юбка уже исчезла из обихода. Начиная с XVIII века, а возможно и раньше, основной одеждой женщин становится сарафан, покрой и название которого было заимствовано у русского населения северной России. Сарафан представлял собой длинную до земли свободную одежду без рукавов. Ширина подола сарафана равнялась от 3,5 до 4,5 метров. В начале XX века наблюдается переход к другому комплексу одежды - юбке с кофтой, что было связано с городским влиянием. Называли такой костюм "парочкой". Поверх юбки носили передники, которые каждая женщина имела и для будней и для праздников. Довольно широко было распространено ношение наплечных платков. В праздничные дни набрасывали платок свободно, причём часто 3 -4 платка, один поверх другого, чтобы показать свою состоятельность. Особенно следует остановиться на головных уборах. Они традиционно различались у девушек и женщин. Девушки носили на голове ленту, спереди украшенную вышивкой, бисером, жемчугом. Замужние женщины надевали головной убор типа сороки, которая также была украшена и полностью закрывала волосы. С непокрытой головой замужняя женщина не могла появляться даже в кругу своей семьи. Из украшений женщины и девушки носили серьги, бусы и разного рода перстни и кольца.

Мужчина-карел в повседневной жизни носил холщовую рубаху, холщовые, - а в холодную погоду полусуконные - штаны с узким шагом и без разреза-ширинки спереди. Рубаху носили навыпуск, подпоясывая узким кожаным ремнём или плетеным кушаком. На поясе, обычно с левой стороны, носили нож. Материалами для одежды карелы в основном обеспечивали себя сами. Они сеяли лён и коноплю, держали овец, к тому же охота давала тёплые меха. Основные виды ткани, из которых шили одежду, - холст, полусукно и сукно домашней выделки. На ярмарках у коробейников покупала ситец, сатин, люди побогаче - парчу и шёлк.

С одеждой у карел было связано немало обрядов, так по их представлениям, правую полу всегда следовало запахивать на левую, чтобы обезопасить себя от нечистой силы. Магические представления карел касались и рубах. В основе этих представлений лежит, по всей видимости, то, что рубаха непосредственно соприкасается с телом человека, поэтому к подолу рубахи нередко прикрепляли булавки и различные обереги.

Список используемой литературы:
Жуковская Н. Л., Мокшин Н. Ф. От Карелии до Урала: Рассказы о народах России. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 320 с., с.22 - 25
Кочкуркина С. И. Народы Карелии: история и культура. - Петрозаводск: Карелия, 2004. - 208 с., с.135
Прибалтийско-финские народы России. - М.: Наука, 2003. - 671 с., с. 241 - 242, 244, 246, 248

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования