Обряды окказиональные

Обряды окказиональные - это внекалендарные обряды, направленные на преодоление возможного или разразившегося кризиса в природе, обществе или психическом и биологическом состоянии человека и домашних животных, либо наоборот - на создание кризиса, отклонения от нормы. Антикризисные окказиональные обряды имеют целью достижение наилучших результатов или, хотя бы нормы, кризисные обряды (обряды наведения порчи) имеют целью создание кризиса, отклонения от нормы в худшую сторону.

Грань между антикризисными и кризисными обрядами не всегда очевидна. Девушки, умывающиеся с целью повышения славутности ("лемби") росой, собранной в Ивановскую ночь, водой, слитой с колоколов, звучавших на Благовещенье, стремятся к норме, т.к. в быть в норме - это нравиться парням, иметь ухажеров. Девушка, встающая правой ногой на порог бани и призывающая ветры навести "тоску и сухоту на весь мир, на всех парней", занимается наведением порчи, кризиса в психическом состоянии потенциальных женихов. Обряды, нацеленные на сохранение нормы для себя. за счет кризиса у соседей (обряд кражи щепок-"коровушек" у чужих поленниц для переноса удойности с соседских коров на своих), направлены на создание кризиса. "Целительный обряд" остается антикризисным только до тех пор, пока знахарь или колдун стремиться восстановить целостность здоровья человека или животного, за счет православной молитвы или апокрифа, и даже задабривания жертвой духов низшей мифологии, но никак не за счет здоровья других людей или животных, принадлежащих другому хозяйству. Жертвы и молитвы, обращенные к Сатане и его воинству, как считается у народов Карелии, могут иметь лишь временный эффект в исправлении здоровья или поправке крестьянского хозяйства, т.к. расплатиться за достижение эффекта придется магическому специалисту сторицей на его смертном ложе, а заказчику такого обряда - после смерти на Суде Божьем.

Обряды по созданию искусственной (культурной) среды обитания у народов Карелии связывались чаще всего с постройкой жилищ (обряды срубания деревьев и их доставки в деревню, обряды на окладной венец, подъем матицы и коневого бревна). Обряды освоения (окультуривания) построек исполнялись не только при заселении домов (на новоселье), но и при постановке в хлев животных, куриц в курятник. На первое посещение новой бани звали банного духа-хозяина из старой бани в новую или приглашали в первый раз мыться беременную женщину, чтобы в новой бане завелся новый банный хозяин. В редко посещаемых охотничьих избушках "культурное пространство" восстанавливали тем, что стучались в двери, просили разрешения у духов-хозяев войти, разгребали в очаге старые угли. Новокупленное ружье "окультуривали" тем. что в первый раз из него убивали сороку и мазали ее кровью ствол ("чтобы сороки боялись и улетали с пути охотника" или убивали ворона ("чтобы всякая нечисть в лесу ружья боялась"). После отела "окультуривали" молоко очистительными обрядами, а яйца кур тем. что первое яйцо от курицы помечали крестиком и оставляли в сенях в подарок домовому. Приступая к приготовлению пищи, просили "Благословить Божий дар", чтобы пища досталась людям, а не нечистым духам и т.д. и т.п.

"Антикризисные" обряды природного и биологического (эпидемиологического) происхождения были иными. При моровых поветриях трижды опахивали селение сохой. в которую впрягались три обнаженные вдовы, а въезда в деревню закапывали живой черную кошку, "чтобы болезнь не вошла в селение", строили за один день "обетную" ("заветную") часовню или приносили в уже готовую часовню "обетное" полотенце, для изготовления которого все процессы от выделывания льна до вышивания женщины деревни завершали за время от восхода до заката солнца. Чтобы беда никогда не возвращалась, устанавливали ежегодный "обетный" ("заветный") праздник. При затяжных дождях обычно молились в церквях и часовнях всем поселением, а на Водлозере (Пудожье) - отправляли стариков на Кенозеро (Каргополье) с подарком из "обетных" мужских портов и рубахи, которые там вывешивали на священной сосне в урочище Макарий. В затяжную засуху русские устраивали молебен на полях, а у карел женщины всей деревней замачивали в воде косы-горбуши или разом выходили намывать в реке или озере сковороды для блинов.

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования