На мопедах в Карелию. Ретро отчёт - рассказ

Из обсуждений отчёта

Autist

Отшельник, спасибо! Ваш рассказ просто потряс! Для детей 60-х, 70-х (к последним отношусь я сам) слова "Рига", "Верховина", "Карпаты" олицетворяли собой Мечту, для многих незбыточную... Мне повезло. Мое детство, точнее самая счастливая его пора - лето - прошли в дачном подмосковном Хотьково и у моего друга и соседа был мопед Beru - редкость! - я, в общем-то, больше ни у кого и нигде его не видел. Наши детские путешествия были ограничены, конечно, весьма скромными расстояниями, экспедиция в ближайщий Загорск мимо поста ГАИ была событием, - рассказов об этом хвататало на неделю... Детство прошло, мопед этот был подарен "ребятам по соседству", у которых Детство продолжалось, но осталась любовь к технике вообще, к мотоциклам в частности... Собственно, на этот форум меня привел журнал "Мото", архивы которого я периодически просматриваю. И вот в январьском номере за 1995 год я наткнулся на статью Александра Натарова "Потерянный край". Прочитав этот отчет, сильно порезанный то ли редколлегией журнала, то ли самим Автором, я решил попробовать поискать его в полном объеме и вот нашел. Спасибо за это и Автору и этому Сайту! Ниже выложу сканы той статьи. Может быть, это сподвигнет Отшельника на следующие публикаци...





 
ВадимП

Ну дык то ж мопед. Ногами можно тормозить)

Я как-то один раз устроил себе такое ретро-действо. Среди хлама в гараже моего деда был старый двигатель Д-4 - это как раз движок для того, чтобы привесить его на велосипед. Старый он был по году выпуска, 1957, представьте себе, но не по износу. В эксплуатации он не был. Комплект был полный, в заводской смазке, даже инструкция по установке имелась.
Велосипед для него тоже был достоин музея, "Украина" 1970-го. В бывалом состоянии.

Привёз я это дело к себе на дачу и начал играть в Самоделкина.
Чуть язык от усердия не прикусил.
Помню, долго возился с тем, как смешивал бензин с маслом. Вместо 72-го бензина был 80-й, а вместо масла "автол" (как было в инструкции) - какая-то полусинтетика))))
Дело было в .... точно не помню, но уже был 21 век на дворе.
Олдтаймеру моему, стало быть, было под пятьдесят лет.

В общем, он у меня завёлся, и даже проехал несколько километров.
Потом сломалась одна пластмассовая фиговина - точнее, эбонитовая. От времени рассохлась, видимо. Нигде такую не нашёл, и чем заменить, не догадался.
Мотор вернулся в чемодан. А на велосипеде я до сих пор по грибы езжу, или в соседнюю деревню по разным там делам.

Но помню два ощущения -
1) почему-то дикий кайф, когда у меня, вроде бы не мальчишки, а семейного мужика, уже вроде бы имеющего опыт езды на машине, заработала эта тарахтелка;
2) почему-то дикий страх, когда эта штука неслась с невиданной скоростью по просёлку на своих огромных велосипедных колёсах. Скорость была адская, наверное, километров 40 в час. Штатные велосипедные тормоза с трудом остановили самобеглую коляску. Не помню, как я остановился, но на ногах появились царапины.

Детали эпохи.
Кепка "Таллин Регата", "Олимпиада - 80" (куча аналогий) - сзади резинка, спереди пластмассовый козырёк. Сейчас такие не найдёшь. У меня есть одна на даче, со сломанным козырьком. Раритет.

Спортивные туфли, которые по тем временам считались "кроссовками" (на персонаже с фото "Регулировка мопеда Стаса"). Жуткий дефицит. Современное поколение поверит с трудом, но я видел не раз, как на свадьбах порой невесты напяливали такого типа кроссовки. Было круто. Старики плевались, для нас было в порядке вещей.

Кофта от спортивного костюма, она же "мастерка", она же "олимпийка" (на фото, где человек с удочкой на фоне моста). Пол-Союза в таких ходило.

Красные междугородные "Икарусы" и вечные "Камазы".

Вроде бы то время отошло в разряд "чёрно-белой хроники", но сам вспомню лето 82 года. Мне было тогда 14 лет. Я ещё в пионерские лагеря ездил.

Подтверждаю: мир был цветной.


Отшельник

Я рад, что моя бредятина нашла читателей!
Писалось всё это лет пять назад. Мелочи восстановлены элементарно - есть путевые записки и фотографии. А если учесть, что это был единственный мой групповой мопедный поход, то путать информацию с другими воспоминаниями просто невозможно. Ностольгия конечно присутствует - как молоды мы были....
Верхний багажник мопеда, это тот, что за седлом. Он же основной. Мой самодельный мопед имел ещё и боковые полки под багажником. По этой причине я и звал его верхним. В походах по области, на верхнем багажнике возил палатку, спальник и надувной матрац. На правой полке пятилитровую канистру топлива и литровку масла. Лудку в упаковке крепил на левую полку. Примус с котелком вешались под верхний багажник над задним крылом. Еду и всю мелочь возил в сумке-авоське на руле. По асфальту мопед свободно вёз около 40 кг груза при собственной массе около 35 кг. Как ни странно, запчастей в поход с собой не брали. Катушка Валентина была промочена до похода, вот он и взял с собой запасную.
Запчасти для дешек, как ни странно до сих пор встречаются в продаже. Большинство их в серии взаимозаменяемо. Двигатель очень надёжен, но капризен в работе. В нём никогда ничего не ломается, но часто пропадает искра из-за неполадок в контактном зажигании или грязи на свече. Часто он не заводится из-за засорения жиклёра карбюратора. Чтобы распознавать неполадки, на этом шедевре надо было ездить постоянно. За сезон мне удавалось откатать до 10000 км. Двигатель без особых поломок выхаживает свой ресурс до полной потери мощности и легко реанимируется заменой поршневой.
Фотографии выложу после передачи всего текстового блока. К стати нигде на форуме не нашёл, как выложить фотографии.
На мопеде действительно можно побывать в недоступных для машины местах. Так на двухскоростном мне удалось одолеть тайгу между Сыктывкаром и Архангельском. Причём удалось это шутя, но с приключениями. О них расскажу в отдельной теме чуть позже.

М260

Про "утренние семь щук" на Масельгском озере сегодня читается примерно как - "..а осетры в Москва-реке при Петре Первом были знатные":-))
Фарш невозможно провернуть назад.
Не то, что щук - некоторых населенных пунктов на Севере, где неоднократно бывал/путешествовал в "той стране" - уже нет....

Начало | РЕВЕРС | ДО ПЕРВОЙ ГРАНИЦЫ | СТРАНА ЧУДЕС | КРАЙ СВЕТА | ПОТЕРЯННЫЙ КРАЙ | Фотографии | Из обсуждений отчёта | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования