Обряды календарные

О.к. - это народные ритуалы, приуроченные к определенным подвижным (Пасха, Троица и др.) или неподвижным (Рождество, Крещение, день Георгия Победоносца и др.) праздникам народного календаря. О.к. обычно имели своей целью поставить под покровительство того или иного святого какое-либо важное начинание, продолжение или завершение важнейших крестьянских работ, важного промыслового цикла. О.к. молодежи имели целью узнавание будущего либо поддержание стабильности в обществе (через ритуальное ряжение или молодежные проказы).

Начало весны в крестьянском календаре отмечалось в день Георгия Победоносца или Егория вешнего (6. 05 н. ст.) о.к., посвященными выгону крупного рогатого скота на летние пастбища. В Поморье этот день закрывал сезон лова трески у Мурмана. О.к. у рыбаков состоял в вызывании ветров, дующих к берегу, для чего в оду пускали таракана на щепке и пели западному ветру специальную песню. У земледельцев Карелии домашняя часть Егорьевского обряда дня состояла в обходе скота с иконой и четверговой свечой, выгоне скота на улицу через кочергу, пояс или огонь, разложенный на печных заслонках у порога. На улице "состадивались" посредством обрядового скармливания животным специальных четверговых (испеченных на Великий четверг) хлебцев, за околицей пастух обходил стадо, читая специальный "Отпуск скоту", в котором стадо поручалось на лето под покровительство святых или лешего. В средней и северной Карелии, где 6 мая на улице еще обычно лежал снег, производилась лишь имитация обряда выпуска. Дети в этот день до рассвета бегали с коровьими колоколами на шее, "приглашая коровушек к лету". В южной Карелии русские и вепсы этот о.к. производили в канун дня Георгия Победоносца. Завершался выпас о.к. на Покров (14.10 н. ст.) - первый день крестьянской зимы. Животных в этот день закрывали в хлева на стойловый период, поручая заботе духов-хозяев двора.

На Николу вешнего (22.05 н. ст.) о.к. посвящался выгону лошадей на летние пастбища и состоял в подравнивании хвостов лошадям, "чтобы ходили ровно", то есть стадом. Карелы обращались к Николе вешнему с просьбой дать тихой погоды для рыбной ловли и завершения посевов хлебов в полях. Рыбаки повсеместно молились на Николу вешнего, чтобы святой сохранил их жизни на промысловой путине. Завершался рыбацкий сезон на Николу зимнего (19.12 н. ст.) о.к., во время которого в южной Карелии в озерах топили лодку с чучелом, обряженным в мужские порты и рубаху, и благодарили святого, что он уберег рыбаков от смерти на воде.

На день Бориса и Глеба (15.05 н. ст.) - покровителей хлебопашцев и торговцев о.к. заключался в том, что каждый крестьянин выезжал сеять яровые хлеба, а торговцы совершали хотя бы одну выгодную сделку. Чтобы весь год быть с барышем.

"Радкольское воскресенье" (последнее воскресенье перед Ивановым днем) о.к. заключался в празднике в честь каменного идола на о. Радколье в Заонежье, в дославянский период посвященное празднику летнего солнцестояния.

Начало лета северно-русского календаря приходилось на Иванов день (7.07. н. ст.). В канун праздника о.к. заключались в умывании росой, катаниях девушек обнаженными во ржи, парении в бане ивановскими вениками или венками, гаданиях по веникам и венкам о предстоящем замужестве. С этого дня и до Петрова дня (12.07 н. ст.) длились "зеленые святки", о.к. "зеленых святок" посвящались гаданиям и проказам молодежи.

На день Петра и Павла (Петров день) о.к. заключался в том, что в церкви и часовни Петра и Павла приносили "петровщину" - хлеб или кабуши (обрядовые куличи) на помин умерших и просили у святых хорошей погоды на время сенокоса. В Пудожье в этот день местами устраивалось совместное пиршество, на котором съедался теленок рыжей ("солнечной") масти, чтобы погода была солнечной. В этот день рыбаки также молились св. Петру об удаче на рыбацком промысле. В церквях Петра и Павла поминали всех утонувших на воде.

На Ильин день (2.08 н. ст.) начиналась крестьянская осень. Самыми важными о.к. в этот день было тайное подкапывание картошки в своем огороде, а спорадически - коллективное пиршество с поеданием быка "солнечной" масти или белого барана мужской частью общества. Рыбаки и охотники утаивали по одной кости животного. Считалось, что при соединении ее с четверговой свечой добыча на охоте и рыбной ловле утраивается. В Ильинскую пятницу о.к. обычно заключался в том, что крестьяне воздерживались от косьбы сена в первой половине дня (своеобразный "полупраздник"), чтобы избежать массового падежа скота и бескормицы.

На день Макария (7.08 н. ст.) о.к. заключался в освящении лошадей священниками, купанием этих животных в озере или реке, конских бегах недалеко от деревни. Иногда о.к. конского праздника переносили на следующий день - Маккавей или Спас мокрый, на день Флора и Лавра (31.08 н. ст.) или Сдвиженье (27.09 н. ст.).

На Преображение Господне (второй или "яблочный" Спас - 19.08 н. ст.) о.к. заключался в купании в "ердани" в воде ("На Спас Бог здоровья даст").

На Усекновение главы Иоанна Предтечи (11.09 н. ст.) о.к. заключался в соблюдении запрета резать и сечь все, что напоминает голову человека.

На Семенов или "Мухин" день (14.09 н. ст.) о.к. заключался в том, что дети в коробочках хоронили мух в завалине дома, чтобы мухи пропали до следующего лета.

На Рождество Богородицы (21.09 н. ст.) о.к. заключался в праздновании крестьянами "отжина" по случаю завершения уборки всех хлебов.

На Воздвиженье креста Господня (Сдвиженье - 27.09 н. ст.) о.к. соблюдении запрета посещать лес, в котором как считалось, змеи собираются в клубки, а медведи залегают в берлоги.

На Феклу Заревницу (7.10 н. ст.) о.к. заключался в ритуале первого в году просушивания хлебов в ригах и овинах.

На Покров Богородицы (14.10 н. ст.) о.к. заключался в ритуале обхода усадьбы. закрытия на зиму всех строений, репных и картофельных ям и т.д. При обходе приговаривали: "Батюшка Покров, покрой землю снежком, а избу добром и теплом".

На Зиновия охотника (12.11 н. ст.) о.к. заключался в том, что охотники молились святому об удаче на зимнем промысле, приносили в часовни подарки в виде крыльев и хвостов глухаря.

В старину на день Наума (14.12. н. ст.) начинались занятия в школах, а о.к. заключался в том, что дети и родители молились святому, просили "наставить на ум".

Со дня Спиридона (25.12 н. ст.) и до кануна Рождества в деревнях Карелии проходили "Кривые святки" или "полусвятки". О.к. этого периода заключались в гуляниях ряжеными, ежедневном посещении бесед и различных молодежных гаданиях, в которых не использовалась символика воды.

В Рождественский сочельник (6.01 н. ст.) о.к. заключался в ритуальном семейном ужине, на который съезжались все родственники, где бы они ни работали. Обязательным был обильный постный ужин из нескольких блюд и кутьи, чтобы весь год прожить сытно.

В Рождество Христово (7.01 н. ст.) о.к. в ритуальных действах по обеспечению благополучия на весь год. Например, связывали ножки стола, чтобы скот не разбегался летом по лесу, мотали нитки в тугие клубки, чтобы капуста уродилась тугой и т.д. Пекли блинов, первый из которых (первый блин в году) давали девочке, чтобы коровы и лошади приносили самочек. Молодежь похищала первый блин, чтобы с блином на лице погадать одновременно "слуховым" и "зрительным" образом, что в другие дни года делать запрещалось.

В Рождественские или "прямые" святки (7.01-18.10 н. ст.) о.к. заключались в ежедневных беседах молодежи и с полным набором зимних гаданий, в том числе, с применением символики воды. Во второй день Рождества ходили "славить Христа" по домам дети и подростки, в третий - старики, старухи и просто нищие.

В день Василия Кесаретского (Старый Новый год или Васильевский вечер - 13. 01 н. ст.) о.к. состояли в сытной семейной трапезе, а молодежь собиралась на беседы, в которые люди из других деревень не допускали. Обязательным было угощение из общих продуктов. Считалось, что на эту беседу к молодежи приходят открывать будущее умершие предки, а не черти и иная нечистая сила.

О.к. в день Рождественского сочельника (18.01 н. ст.) заключались в том, что на жилищах рисовали кресты "от молнии и нечистой силы", а девушки гадали "самым верным гаданием" над сосудами с водой.

В день Крещения Господня или Богояления (19.01 н. ст.) о.к. состояли в участии в водосвятьи и купании в прорубях -ерданях ряженных, а также всех, кто желал исцеления от болезней.

В день Трех святителей или "Трехсвятску" (2.02 н. ст.) о.к. состоял в испечении 40 блинов и сканцев, которые съедали всей семьей. Не работали, "отдыхали за троих". Сорок блинов и сканцев пекли также в день Сорока мучеников (22.03 н. ст.), "чтобы весь год не мучиться".

О.к. в день Онисима состоял в том. что овец кормили пойлом, обильно сдобренным мукой ("В Онисима все овцы именинницы"). В Поморье день Евдокии-плющихи (1.03 н ст.) был первым днем трескового лова у Мурмана. О.к. заключался ритуале проводов промысловиков в полной темноте. Если кто ступал в детский кал. это сулило богатую добычу.

В Благовещенье (7.03 н. ст.) о.к. запрещал всякую работу, включая дойку коров. Можно было лишь сидеть, сложа руки и тихо разговаривать.

В день Луки (5.05 н. ст.) о.к. состоял в тайном высаживании в огороде луковицы, чтобы не было потом сглаза на посевы в огороде и поле. День Луки был кануном дня Георгия Победоносца ( Егория вешнего).

Масленица (8 недель до Пасхи). Была особо наполнена о.к. В понедельник дети начинали кататься с гор на санках, первый испеченный блин клали за иконы на весь год. Вторник - молодежь на беседе гадала о судьбе и суженных. Среда - объедались блинами с маслом, зазывали соседей в гости на блины. Четверг - всех молодоженов по деревне катали на лошадях, молодежь снова гадала на беседах. Пятница - обрядовая поездка молодого зятя к теще на блины. Суббота - поминания блинами на могилах предков. Воскресенье (Прощенное воскресенье) - люди ходили по домам просить друг у друга прощенья перед наступление Великого поста.

В ночь на первый день Великого поста (7 недель до Пасхи) производился о.к., который состоял в том. что хозяйки с масленичных гор стоя съезжали на санях, чтобы лен уродился "долгим". Днем ("Чистый понедельник") крестьяне мылись в банях с ритуальной целью - очистить себя на Великий пост от масленичных грехов.

Среда Средокрестной недели (4 недели до Пасхи) о.к. состоял в том. что крестники навещали крестных родителей и дарили им пирожки - "крестовушки" Пирожки относили в амбары и клали в зерно, чтобы хлеб лучше уродился. Девушки всю неделю ходили гадать о судьбе на перекрестки дорог "слуховым" образом

В Вербное воскресенье (две недели до Пасхи) о.к. состоял в том, что святили вербы, хлестали этими вербами детей и кур, чтобы были здоровы.

Страстная неделя (последняя перед Пасхой) также наполнена была о.к. С понедельника делали заготовки для мутовок, лапника для печного помела. Четверг (Великий четверг) - проводился комплекс ритуальных действий, чтобы весь год прошел удачно. Рано вставали (чтобы все успеть), пересчитывали деньги и наряды (чтобы было больше денег и нарядов) и т.д. и т.п. Суббота - намывали с ритуальной целью всю избу, включая стены и потолки. Если первой заходила в дом женщина, считалось, что дочь выйдет замуж. Если мужчина - год удачно пройдет.

Пасха и первая неделя по Пасхе тоже наполнена была о.к., которые производились в соответствие с православной традицией. С наступлением темноты приготовление пищи, участие во Всенощной службе, утром - сон, а в полдень разговенье с пасхальным яйцом, куличом и мясом (в Поморье - с треской). Во вторник "христосовались" с домовым и дворовым, оставляя пасхальные яйца в хлеву и сенях. Теща одаривала молодого зятя кадушкой с неокрашенными яйцами. Во вторник и четверг проводили последние в году беседы молодежи, гадали о судьбе в одиночку в заброшенных домах.

В Радуницу (9-й день по Пасхе) о.к. заключался в посещении кладбищ и оставлении на могилах крашенных яиц

В Семик (7-й день по Пасхе) о.к. заключался в том, что приносили из леса зеленые веки и деревца для украшения дома и избы. На кладбища в Семик в Карелии почти не ходили.

Троицкая родительская суббота (49-й день по Пасхе) о.к. состоял в таком же обязательном посещение могил, как и на Радуницу. Считалось, что мертвые в эту субботу свободно гуляют всю ночь по кладбищу и около него. Со следующего дня (Троицы. 50-го дня по Пасхе) поминать умерших красными яйцами запрещено.

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования