А ночи здесь долгие ...

автор © Евгений Матвеев <Evgeny Ma>

Данный материал любезно предложен Evgeny Ma
 

Второе покорение Карелии сначала планировалось как рабочая экспедиция с целью разведки возможностей ночлега для лыжной группы. Для подобной экспедиции необходим был джип, который мог бы пролезть к нескольким деревенькам, стоящим в стороне от основных дорог. Именно отдельностоящие маленькие деревеньки дают надежду обрести теплый ночлег для усталых путников. В крупной деревне найти ночлег, как это не парадоксально, значительно труднее - менталитет-с не тот :(

Увы, два джипа, на которых возлагались особенные надежды отпали один за другим. Оставшись без внедорожной поддержки мы изменили свои планы - будем проверять те населенные пункты, куда сможет добраться Малыш. Идея с двумя машинами тоже была отброшена. В одной машине можно хоть подменить водителя, в двух это сделать сложнее.

Итак нас четверо - трое взрослых и ребенок 14-ти лет. Мы пойдем до конца. Мы должны доехать до базы на Киваче, должны произвести хоть какую-то разведку местности и должны вернуться обратно в здравом уме и твердой памяти. Старт намечаем на 5.01.00.

Карелия - Водопад Кивач
Водопад Кивач расположен на реке Суна.

5.01 10:00 г.Долгопрудный - место старта. Загружаем Малыша рюкзаками, укладываем гитару - и в путь. Старт 10:20 на спидометре 31 387 км.

За час доезжаем до Дмитрова и по объездной уходим на Вербилки-Талдом. Возле Дмитрова нам попадается гаишник в машине - последний на 800 км пути. Следующий гаишник попадется нам только на посту в Лодейном Поле. Еще через 45 минут проезжаем село Константиново - этот кусок маршрута был обкатан в пробеге "К колыбели русского флота". В Константинове промахиваемся мимо нужного поворота и осознаем это только километра через два. Решаем не разворачиваться так как дорога все равно упрется в трассу Сергиев Посад - Калязин. Это решение стоит крюка в 20 км.

13:50 - 31 605 км - Калязин. Перед Калязиным пытаемся определить где находится знаменитый храм Спаса на Нерли. Но так и не придя к единому мнению ( а путеводителей у нас никаких нет ) просто едем дальше. У Калязина пересекаем Волгу и уже через 20 км приезжаем в Кашин. В Кашине немного поплутав и помучив расспросами местных жителей выезжаем на дорогу на Бежецк.

14:45 - 31 670 км - Кесова Гора. Небольшой поселок городского типа, в котором имеется собственная гостиница! Здесь обнаруживаем магазин "Вереск" - разумеется тут же делаем остановку и затариваемся водкой "Афанасий" - никогда не пил ничего вкуснее. (это реклама :-) )

Карелия - Водопад Кивач
Кивач считается вторым в Европе из равнинных водопадов.

16:45 - 31 725 км - Бежецк. Здесь мы выходим на "номерное" шоссе Р84. Оно доведет нас до Весьегонска. Недалеко от Бежецка останавливаемся перекусить. Темнеет. В поселок Красный Холм въезжаем в темноте. Дорога петляет, но мы "упав на хвоста" инкассаторскому УАЗику проходим поселок. Километрах в 10 от поселка УАЗик тормозит на обочине, приходится ехать одним, без лидера. Скорость падает до 70. Но через десяток километров нас вновь обгоняет этот УАЗик. Мы тут же "цепляемся" за его габариты и он приводит нас в город Весьегонск.

Карелия - река Суна
Суна 100 м после Кивача

18:00 - 31 853 км - Весьегонск. Проходим весь город придерживаясь раллийного принципа - если нет других указаний следуй по главной дороге. Наконец находим указатель "Устюжна", поворачиваем налево и вскоре оказываемся в дремучем лесу. Под слоем снега на дороге явно не асфальт. Идет снег. Его пушистые хлопья в свете фар выглядят фантастически. Пытаемся снимать эту красоту через лобовое стекло.

Стрелка спидометра замерла на отметке 50. Ехать быстрее против снега не получается - дорогу практически не видно. Перед Устюжной совершаем "технический" перерыв. Небо закрыто тучами, валит снег и тишина такая, что закладывает уши.

Перед Устюжной запутываемся в одном перекрестке. Есть указатель на Валдай, но нет на Устюжну :(. Нужный указатель находим с другой стороны перекрестка и развернувшись поворачиваем в Устюжну. Проходим ее и выезжаем на местный "хайвэй", который соединяет город и трассу А114 Вологда-Новая Ладога.

Карелия - река Суна
Суна за километр до Кивача

19:40 - 31 936 км - развилка с трассой А114. Это вторая номерная дорога по которой проходит наш путь. Стрелка указателя уровня топлива упорно клонится к отметке 0. Но не найдя ни одной заправки на протяжении сорока километров, наливаю литров десять из канистры. А еще километров через тридцать наконец-то находим заправку. В бак и в канистру входит 50 литров.

Так как дорога является номерной, то на ней иногда попадаются встречные и даже попутные машины. Дорога покрыта слоем жидкого снега, поэтому при разъезде с каждым встречным приходится пользоваться омывателем. От снега свободна только середина дороги, а при разъездах приходится съезжать правой стороной в снеговую "кашу". А так как под "кашей" не видно границы асфальта и обочины, то каждый разъезд это дополнительная нагрузка на водителя.

Проходим Сазоново, Пикалево и наконец поселок Дыми. Именно в этом поселке я вышел на трассу А114 летом в первом забеге в Карелию. От Дыми до Тихвина около 20 км. И вот наконец знакомое мне круговое движение вокруг самолета и указатель "Лодейное Поле".

Карелия - Церковь в Марциальных водах
Церковь в Марциальных водах. Построена во времена Петра I. К нашему времени неоднократно реставрировалась. Иконостас украшен деревянной резьбой. Увы, внутри снимать не дали :(

23:10 - 32 161 - развязка под Тихвиным.

Дорога зимняя совсем не похожа на дорогу летнюю. Вроде все на своих местах, но в то же время все как то по другому. Там где летом были густые кусты - теперь проплешины. Сосновый бор так понравившийся мне летом - теперь исчез в темноте и только отдельные сосны стоящие ближе других к дороге выдают наличие этого самого бора. Куда то исчезли указатели редких деревушек, а ведь летом были все. Очень незаметно кончается асфальт и место его исчезновения я определяю только по огромной куче песка, которую еще не до конца завалило снегом. Да! Это тот самый "спортивный" шестидесяти километровый участок грейдера, который мне так понравился летом. Но теперь этот участок стал еще "спортивнее" - под тонким слоем рыхлого снега притаился очень скользкий лед. Эх! эту бы дорогу да в Подмосковье, чтобы авторушный люд порадовался.

Скорость движения ниже чем летом, а вот количество встреченных машин такое же. Целых две штуки. Правда если летом в обоих случаях были легковушки, то теперь это трактор с вагончиком без малейших признаков габаритных огней и лесовоз уютно сидящий в сугробе на нашей стороне дороги и светящий дальним светом.

Но вот "спортивный" участок заканчивается и в 1:25 мы проходим село Алеховщину. Летом я остановился за ним поспать, но теперь продолжаем идти вперед. Причина в том, что теперь нет боковых дорожек, на которых так уютно можно было покемарить летом. И только километрах в пятнадцати от Лодейного Поля я нахожу уютную боковую дорожку и быстренько заруливаю в "карман" образованный снегоочистителем. Все. Спать.

Полноценно выспаться в машине не раскладывая сидений невозможно. Но чуть покемарить, как Штирлиц, получается очень даже неплохо. На сон ушло около часа. Проснувшись, почувствовал себя бодрее. Быстро умылся холодной водичкой и мы поехали дальше.

Карелия - Собор Святой Софии
Собор Святой Софии.
Собор отреставрирован и действует.
Небеленная часть показывает, что камень из которого сложен собор - розовый.


Промер глубины снежного покрова. Замечу, что это еще не самое глубокое место. В самом глубоком месте я ушел с ручками, правда это была расселина между скалами на берегу Суны.

3:30 - 32 340 - Лодейное Поле

Одинокий Малыш в окружении здоровых лесовозов никого на посту не заинтересовал и, благополучно миновав мост через Свирь, который из-за зимы не разводят, уже через двадцать минут мы проезжаем через ворота в Карелию. Как же резко изменилась дорога. Снег расчищен по всей ширине дороги, знаки стоят только те, что необходимы в данном месте. Все знаки ограничений заканчиваются "отбойным" знаком. В общем начинаешь себя чувствовать как в Европе. Вот по такой прекрасной дороге мы и подъехали к первому населенному пункту Карелии - деревне Мегрега.

Мегрегу я еще с лета приметил и теперь как заправский экскурсовод рассказывал о местных достопримечательностях. От Мегреги и до самого Олонца дорога следует точно вдоль береговой линии реки Мегреги, повторяя все ее повороты - ну просто набережная Яузы да и только. А еще в Мегреге стоит первый пост ГАИ, на котором установлен вечнокрасный светофор. Днем этот светофор выключен, а ночью постоянно горит красный свет и проехать можно только после отмашки гаишника. Отмашку мы ждали минуты три, но пообщаться с нами гаишник не захотел.

4:45 - 32 380 - Олонец

Развязка на Сортавалу и на Петрозаводск-Мурманск. Опять идем направо (на Мурманск), но знаю, что когда-нибудь я поверну здесь налево и объеду таки Ладогу с севера через Сортавалу и Лахденпохью.

Незаметно размениваем первую тысячу километров пути. Она (эта тысяча) наступила несколько раньше чем рассчитывали, значит мы имеем сумму "крюков" около 80 км. Меньше надо было плутать в Бежецке и не промахиваться возле Константиново мимо нужного поворота. Вот теперь эти все ошибки складываются в лишние километры.

В поселке со странным названием Матросы делаем еще одну остановку чтобы вздремнуть. Поспав полчасика завожу двигатель, чтобы прогреть салон и засыпаю еще на час. Просыпаемся от жары - в салоне как в сауне. Выезжаем на шоссе и через триста метров сворачиваем на заправку.

После заправки выясняется, что Малыш лишился холостого хода. Разбираться в темноте с инжектором совсем не хочется поэтому едем дальше, но передачи приходится переключать не отпуская педаль газа.


Заготовка дров на ночь.
Расстояние от дров до печки, где они будут сожжены около 80 км.

8:50 - 32 528 - Петрозаводск.

Собственно о городе напоминают только пара указателей на развязках, а сам Петрозаводск остается в стороне от трассы. Начинает светать, и когда мы сворачиваем в Кондопогу (9:30) уже довольно светло.

Карелия - река Суна
Суна возле поселка Гирвас Вид с плотины. Из-за этой плотины расход в Суне снизился почти втрое.

9:30-11:00 - 32 578 - Кондопога (правильно произносится с ударением на первом слоге - КОндопога)

В город мы заехали чтобы попить чайку и прикупить какой-нибудь тортик для доброго человека, который ждет нас в Киваче. Пока народ расслабляется чайком и бегает по магазинам в поисках тортика решаю разобраться с движком. Путем логических умозаключений выясняю, что не работает клапан холостого хода, но имея довольно смутное представление о его работе решаю не ломать его совсем, а только вставить в него прокладочку из комочка бумаги, дабы держать клапан постоянно приоткрытым. После нескольких попыток удается подобрать комочек нужного размера и, ура, некое подобие холостого хода обеспечено. (Так мы и вернулись в Москву с бумажкой в клапане, и только дома выяснилась истинная причина и способ ее устранения - эх, знал бы раньше починил бы прям в Карелии).

Но вот, наконец, все дела улажены и мы совершаем последний тридцатикилометровый бросок в заповедник Кивач, где нас уже ждет пустая избушка, печка и практически полное отсутствие дров.

В ночь под Рождество к нам ломится толпа калядующих, но мы, сморенные свежим воздухом, массой впечатлений и вкусной водкой, дверь не открываем. Увы! Настоящие деревенские калядки прошли мимо :( Ну хоть бы кто предупредил, что здесь такое будет :(((

На следующий день совершаем вылазку в поселок Гирвас, где долго лазаем по каньону Суны. От Гирваса устремляемся на север по дороге на Юшкозеро в поисках деревень для ночлега. Но здесь нас ждет разочарование. До маленьких деревень мы добраться не можем, а в больших спрашивать ночлег не решаемся. Проехав километров сорок решаем возвращаться на базу. Но предварительно надо запастись дровами. Тут же у обочины валим небольшую сушину, пилим ее на чурки нужного размера и укладываем все это в багажник. От места рубки до места назначения около 80 км - это наверно самая дальняя доставка дров.

Карелия - Каньон на Суне у поселка Гирвас
Каньон на Суне у поселка Гирвас.
Перейти на ту сторону по льду реки мы не решились.

Все дрова как ни старались спалить не смогли. Спать было жарко. Проснулись около десяти утра и стали собираться в обратный путь.

Карелия - Гирвас
Общий вид водопада

12:30 - 32 766 - Кивач

Мы покидаем заповедник, но твердо верим, что еще не раз приедем сюда ведь Карелия прекрасна в любое время года.
Обратный путь решаем сделать экскурсионным, и тут же начинаем воплощать задуманное. Первая точка нашего маршрута - курорт марциальные Воды.

13:20-14:15 - 32 818 - Марциальные Воды

Курорт был основан по указу Петра I. Сам Петр приезжал сюда лечится несколько раз. От петровских времен практически ничего не сохранилось. Только несколько раз реставрированная церковь и старая сосна, которую здесь называют "петровской". По местным поверьям эта сосна различает хороших и плохих людей - хороших "притягивает", а плохих "отталкивает". Тут же решаем провести тест и выявить среди нашего экипажа отщепенцев. К счастью, плохих у нас не оказалось - сосна "притянула" всех.

14:30-14:50 - 32 856 - Шуя


"Петровская" сосна в тех же Марциальных водах.
Местные жители уверяют, что сосна обладает неким магнетизмом и способна распознавать хороших и плохих людей.
Этих двух не отпихнула - значит хорошие.

Тормозим в поселке возле почты. Почти все хотят воспользоваться "благом" цивилизации - телефоном. Однако местная телефонная сеть цивилизованной не является. Слышимость отвратительная - проще докричаться до Москвы голосом, чем в телефон.

Недалеко от Олонца устраиваем "завтрак на обочине" - 16:45-17:35. Планы пообедать после выезда из Карелии провалились. Обед заканчиваем в темноте. В той же темноте проходим Лодейное Поле. Очень радует указатель возле перекрестка с дорогой на Тихвин. Указатель гласит "Чудово 321". Каким образом дорожники рекомендуют добираться до Чудова через Тихвин нигде не указано, поэтому мы идет по "общечеловеческой" трассе М18 до Новой Ладоги.

В Новой Ладоге полюбовавшись на фанерного крашенного гаишника (выполнен превосходно - в темноте стоит как живой) поворачиваем на Волхов. В Волхове хочется еще раз посмотреть феерическое зрелище сброса воды из машинного зала ГЭС. Летом это зрелище произвело сильное впечатление - валы и "бочки" невероятных размеров. Однако ГЭС или не работает, или сброс воды процедура редкая, но зрелища мы не видим.

Недалеко от Киришей заправляемся на симпатичной АЗС, которую я заприметил еще летом. Бензин на ней самый дешевый в округе. При подъезде к Киришам любуемся отблесками от факелов НПЗ, а затем и самими факелами - они освещают дорогу на протяжении нескольких километров.

23:25 - 33 314 - Зуево

Мы поворачиваем на воспетую Кинчевым "трассу Е-95". Однако в некоторых новых атласах и картах эта дорога уже именуется как Е-105.

23:30 - 33 324 - Чудово

Возле трассы стоит мотель. На вид очень симпатичный, и мы решаем посмотреть каким он окажется внутри. Трехместный номер обходится в 390 руб. Удобства в номере, душ на этаже. Бар, бильярд, ресторан - вспоминается "Пирс".

Утром в 10:50 выезжаем на "трассу Е-95". Малыш не успевает окончательно прогреться, а я окончательно проснуться как сзади, а потом и сбоку, раздается длинное "би-и-и-и-и-и". Нас обходит неизвестная зеленая Нива, откуда нам радостно машут руками. Мы удивляемся, но тоже машем в ответ. И толко когда Нива обходит нас совсем я вижу на ее стекле до боли знакомую наклейку "www.auto.ru". С криком "наши в городе" бросаюсь вслед и уютно устраиваюсь на хвосте попутно размышляя: "где бы можно было тормознуть, чтобы немножко пообщаться".

Размышления прерываются знаками "ограничение скорости 20", "пост весового контроля" и "дпс". После проезда поста Нива начинает ускоряться и в этот момент "Кобра", о существовании которой я успел забыть за почти две тыщи километров, отчаянно взвизгивает и фиксирует "прямое попадание". Тут же перед Нивой с полосатой палкой наперевес появляется продавец в сером. Проезжаем чуть дальше и тоже останавливаемся. Водитель Нивы идет в гаишную машину, а мы пытаемся понять причину остановки. И тут впереди, метрах в тридцати от нас, замечаем знак "конец всех ограничений". Ловко придумали прохвосты, перекрестка же у поста нету, значит будь добр выполняй требования знака. Получается, что засада в двадцати шагах от рабочего места, ничего не скажешь - удобно.

Пока идут разборки выясняю у пассажира Нивы, что они двигаются в Москву из Питера, что в Новгород они заходить не будут. Значит нам по пути до Новгорода. Трогаемся не спеша дальше и уже километра через три в зеркале заднего вида появляется Нива. Так дружной парочкой и доходим до Новгорода. На развилке обмениваемся прощальными гудками и мы поворачиваем в Новгород.


12:00-14:20 - 33 400 - Новгород

В Новгороде добираемся до Кремля и идем его осматривать. На стоянке молодая поросль предлагает посмотреть за машиной за 20 руб, сторговываемся на 10. В Кремле организуем персональную экскурсию, благо сделать это не просто, а очень просто. При возвращении на стоянку обнаруживаем на двери багажника надпись пальцем по пыли "Свитагор" - очевидно это признак того, что машина находится под "охраной". Прикупив новгородских сувениров едем в сторону, куда смотрит Иван III на памятнике "тысячелетию Руси" - в сторону Москвы.

Памятник 1000-летию Руси в Новгородском Кремле
Памятник 1000-летию Руси в Новгородском Кремле.
Памятник настолько емкий, что специальная экскурсия вокруг него длится около часа.

15:40-16:15 - 33 550 - Валдай

Обед в придорожном кафе с просмотром мультиков. При выходе из кафе были атакованы попрошайками: "дайте что-нибудь на хлебушек".

17:20-17:30 - 33 550 - Дорки

Это не деревня - это выставка стеклянных изделий. Практически у каждого дома стоят лотки с изделиями из стекла первомайского стекольного завода. Видимо завод нашел удобную форму выплаты зарплаты своим работникам - натурой.
Дальше дорога уже настолько знакома, что проходится практически на автопилоте.

18:35 - 33 712 - Торжок

19:35 - 33 777 - Тверь.

Начинает работать биплюсовский телефон. Все по очереди звонят домой.

22.40 - 33 950 - Долгопрудный

Мы вернулись к месту старта. Пройдено 2 663 километра. Многое увидено. Многое осталось за кадром - "на следующий раз". Второе покорение Карелии завершено.


Вид на Волхов от стен Новгородского Кремля

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования