Обряды родильные

Обряды родильные, как и любые обряды "перехода", содержали 4 блока обрядов: предварительную обрядность, обрядность "отделения" от прежних обстоятельств (период беременности), обрядность собственно "перехода" (родов) и обрядность "закрепления" нового статуса в обществе. Объектами перехода были два субъекта - ребенок и роженица.

Предварительная обрядность включала элементы из периода детства, свадьбы и семейной жизни до начала беременности. Пример из детства: "Не сиди на камне - замуж не выйдешь, детей не будет". Пример из свадебных способов регулирования детности: "Дай вам Бог детушек с убылью" (чтобы семья не была излишне многодетной). Особо внимание на свадьбе уделялось охране половой потенции новобрачных. Если свадебная порча затрагивала половую сферу, ходили к колдунам, чтобы излечить "нестоянку" у молодого или "открыть проходы" у молодой. Бездетность преодолевали рациональными способами (прогревали "проходы" женщине над горячими углями) или, опять же, обращались к колдунам. Чтобы завести мальчика, под кровать клали мужские символы (топор или пилу), а чтобы родилась девочка, под кровать клали прялку или веретено.

В период беременности для охраны плода в чреве матери от порчи будущей матери запрещали сообщать людям сроки беременности, запрещали посещать кладбище и умерших (дитя будет похоже на покойника), участвовать в ссорах (дитя будет нервным), толкать ногой домашних животных (у дитя будет болезнь "щетинка"), смотреть на пожар (дитя родиться с пятнами на лице). Беременной не отказывали в желаниях попробовать какую-то особую пищу или понюхать даже нечто странное (рыбацкую сеть или даже детский кал). По будущего ребенка определяли по форме живота беременной, по выражению глаз ее, по наличию или отсутствию пятен на лице, по первому шевелению ребенка в животе и т.д. (острый живот, злые глаза, сохранение красоты на лице, первое шевеление в правой части живота к рождению мальчика; круглый живот, добрые глаза, пятна на лице, первое шевеление плода слева к рождению девочки). От тяжелых крестьянских работ женщины не освобождались до наступления родовых схваток.

Рожать уходили тайно в одиночку либо в сопровождении повитухи (русское - бабки "пупорезки", карельское - "боабо"), которая знала, как правильно принять младенца, остановить послеродовое кровотечение, заговорить младенца от золотухи, родимца и других болезней младенцев. Роды "от натуги" часто случались в поле, в дороге и т.д. Для родов лучшими считались помещения в доме, где нет мужчин, а также хлев, у вепсов - подполье. В бане рожали только под присмотром повитухи, боясь подмены дитя на отродье банных духов. Обрядность, связанная с собственно родами, заканчивалась после обряда приобщения ребенка к домашним духам и духам домашнего очага. Заговаривание болезней младенца могло быть перенесено на более поздний срок, тогда оно проходило на месте родов или при первом намывании ребенка в доме или в бане.

Ребенок и роженица считались зараженным специфической послеродовой "нечистотой", которая преодолевалась в течение шести недель. Народное средство первичного преодоления такой нечистоты состояло в трехкратном посещении бани роженицей и ребенком. У карел роженица и ребенок весь этот срок должны были проживать в бане под присмотром повитухи или знахарки. У русских и вепсов роженица и новорожденный поселялись за занавеску на лавку около печи. После трех бань роженицу отправляли на работу, снова разрешали печь хлеба. Однако употреблять в пищу мясо ей не дозволялось в течение 40 дней после родов. Завершалось послеродовое очищение (в основном) с крещением дитя в церкви и омовением лица и рук матери водой крещенской купели. Роженица окончательно отрывалась от обстоятельств, связанных с фактом родов, после того, как переставала кормить дитя грудным молоком. Это она была обязана сделать не позднее. Чем через шесть постов после родов, когда младенца окончательно переводили на питание, характерное для взрослых. Дитя становилось ребенком и получало право быть похороненным по полному обряду в сопровождении причитаний после обряда первого пострижения волос и опоясывания поясом, которые исполнялись по достижению года в избе около печного столба.

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования